Шаг 1. Начать лучше всего с определения признака «Логика-этика», наметив подход к ребенку: гуманитарный или технический. Поскольку в определении одного признака легко ошибиться, то рекомендуем на первом этапе не делать далеко идущих выводов. Понаблюдайте, присмотритесь, как чаще ребенок общается: суховато (логик) или эмоционально (этик)? Склонен ли он заплакать из-за оценки, попросить спросить его еще раз (этик) или предпочитает доказывать свои способности делом (логик)?
Шаг 2. Определяем группу признаков «Стили коммуникации» («Стили общения»), которая поможет найти индивидуальный подход в общении с ребенком. Эта группа строится на признаках «Логика-этика» и «Экстраверсия-интроверсия», она содержит четыре стиля:
Обмен информацией. Интроверты-логики. «Хладнокровные».
Обмен предложениями делового сотрудничества. Экстраверты-логики. «Деловые».
Обмен эмоциями. Экстраверты-этики. «Страстные».
Обмен знаками душевной привязанности. Интроверты-этики. «Душевные». Группа строится по следующей схеме.
Экстраверсия Уступчивые Упрямые | |||
Логика |
Обмен предложениями делового сотрудничества |
Обмен эмоциями |
Этика |
Обмен информацией |
Обмен знаками душевной привязанности | ||
Упрямые Уступчивые Интроверсия |
Схема 1. «Стили общения»
Если с признаком «Логика-этика» Вы уже определились, то теперь Вам нужно определить у ребят признак «Экстраверсия-интроверсия». Активен ребенок (экстраверт) или предпочитает молчать, пока его не спросят (интроверт)? Стремится повести других за собой (экстраверт) или в основном выполняет свои обязанности (интроверт)? В [7] подробно описаны проявления этого признака в поведении и речи.
Для «Стилей коммуникации» существует проверочный признак, так называемый в соционике «Уступчивые – упрямые». Он связывает типы личности, расположенные на схеме по диагонали друг к другу. Диагностика этого признака возможна при анализе следующих наблюдений: дал ли ластик соседу (уступчивый)? Затрудняется ли сам попросить (упрямый)? Внимателен ли к своим потребностям, к чужим (уступчивый)? Учитывает ли ресурсы, свои, чужие (упрямый)? Для помощи в диагностике данного признака предлагаем следующую таблицу.
Уступчивые
Склонны уступить, согласиться, не вступать в противостояние.
Не склонны бороться, лучше договориться. Склонны избегать столкновений.
Пропускают человека вперед в дверях, даже если он ниже по рангу.
Легче согласиться, чем отказать.
Свои вещи и деньги в долг дают охотно, могут и не напоминать долго, чтобы вернули.
Характерные жесты – «отдающие».
«Уйти, чтобы остаться». «Заберите, только отстаньте». «Людям же тоже надо». «Главное - чтобы было все хорошо (спокойно; без борьбы)».
Старается создать достаток потребляемых ценностей, сделать их доступными.
«Если ему надо, то дам».
Сделать самому работу, легче чем поручить другому.
Упрямые
Встречая препятствие, выступают ему навстречу, оказывают сопротивление.
Не склонны уступать. Лучше отстаивают свою точку зрения, свои интересы.
При равном статусе проходят первыми, не пропускают других.
Легче отказать, чем согласиться.
Свои вещи не любят давать другим, даже на время. В долг стараются не давать.
Характерные жесты – «прибирающие к себе».
«Лучшая оборона — нападение». «Мое!». «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей — вершка не отдадим». «Я же тоже хочу».
Уверен, что следует начать с перевоспитания потребностей.
«Если захочу сам, то отдам свое, даже на совсем».
Новое в образовании:
Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания – формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...
Использование телеконференций в работе библиотек
Телеконференция (ТКФ) являются одной из наиболее используемых и эффективных телекоммуникационных технологий. Они позволяют участникам самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие события, осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения, решать поставленные проблемы сов ...
Организация экспериментального исследования по трудовому воспитанию
посредством предметно – практической деятельности
Цель исследования – изучить и раскрыть роль предметно практической деятельности как средства трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста. Объект исследования – трудовое воспитание глухих детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – предметно – практическая деятельност ...