Одна из самых типичных ошибок в отношении с подростками – обращаться к ним – «дети», еще хуже постоянно твердить – «дети, вы должны .»
3. Подросток нуждается в героях. Как бы это ни смущало нас, как бы мы ни пытались проповедовать «великую правду маленького человека», подросток будет искать кумира для подражания. И этим кумиром чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел, разворачиваемых на глазах подростка.
Нельзя не согласиться с тем, что подросток остается один на один со своей неутоленной потребностью «следовать за Звездой и подражать Звезде». О том, что может в этом направлении сделать педагог, блистательно рассказали В.Н. Сорока-Росинский и С. Соловейчик.
4. Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития. Без детского сообщества подросток так же не может обойтись, как ребенок без игры. Каждый, кто работает с подростками, должен знать сущность таких явлений, как коллективное творческое дело, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, линия трех перспектив, чередование традиционных поручений. Коллектив – не самоцель, а необходимое пространство становления индивидуальности, живущей в обществе других индивидуальностей.
5. Подростковый возраст – уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, для постижения главного в современном гуманизме – другой человек, отличный от тебя человек не должен становиться предметом оценки «хуже он или лучше», он просто – другой, но равный тебе по общечеловеческой ценности.
6. Одна из важнейших педагогических заповедей – защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться о воспитании подростка, мы должны думать об эмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни. Исследования показывают, что наиболее значимые и запоминающиеся события происходят чаще всего за рамками школьной или семейной жизни современного подростка.
Таким образом, на основании изложенного, можно сделать вывод о том, что границы подросткового возраста достаточно размыты, однако в нашей работе мы будем ориентироваться на следующую классификацию: младший подростковый возраст (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы, а также ранняя юность – ученики 9-10 классов (15-17 лет).
В подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа, фундамент личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения. Формирование самооценки, самосознания происходит прежде всего в общении, в процессе активного взаимодействия с другими людьми. Потребность подростка в общении и самоутверждении должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально значимой полезной деятельности.
Новое в образовании:
Основные взгляды психологов и
педагогов на развитие речи
Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблеме развития речи. Среди них такой выдающийся психолог как Лев Семенович Выготский. По его мнению, речь является необходимым компонентом любой деятельности, даже детский рисунок он считал своеобразной речью малыша. На основе длительного изуч ...
Гражданское образование учащихся
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Министерство образования и науки РФ выпустило письмо «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (15.01.2003 г. №13-51-08/13). В письме отмечается, что «последне ...
Научно-методологическое обеспечение деятельности классного руководителя в современной школе
Необходимость поиска новых подходов к научно-методическому обеспечению деятельности классного руководителя обусловлена изменением его статуса и современными требованиями. Актуальной в связи с введением новых образовательных стандартов становится разработка программ воспитания и социализации учащихс ...