Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и познает себя на основе этого сравнения. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно оценивается ими. Оценка окружающих и формирует самооценку. Если оценка не только адекватная, но и поддерживающая, то формируется адекватная самооценка. Если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка.
Первоначально самооценка носит неустойчивый характер, затем она становится все более и более устойчивей. В связи с этим подросток постепенно освобождается от непосредственных влияний ситуаций, становится все более и более самостоятельным.
Подростковой возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность подростка, более разнообразными и содержательными становятся отношения со сверстниками, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новуюсоциальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослого к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Каким должно быть образовательное и социокультурное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности подростка? Ответим на этот вопрос, исходя из психологических особенностей данного возраста, и потребностей, присущих подросткам:
1. Подросток нуждается в образовательных и воспитательных технологиях, качественно отличающихся от технологий младшей и старшей школы. Доминанта возраста – общение и действие, смысл воспитания – становление отношения к миру, к себе, к познанию, при этом это отношение становится результатом действия и дискуссий вокруг сделанного. Это очень удобное время для формирования множества нужных человеку социальных навыков и умений, обогащенных уважением к праву подростка на самостоятельное мнение.
2. Подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире. Отсюда – требование построения в педагогическом процессе особых отношений с подростком – отношений созидающего взаимодействия. У нас есть единственный способ помочь ему в обретении социального опыта и освоении нравственных истин – включить его в практику совместного переустройства мира к лучшему (в соответствии с отстаиваемыми педагогом идеалами и ценностями).
Новое в образовании:
Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у
детей с нарушениями речи
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, о ...
Композиционные связи моделей коллекции
При проектировании коллекции необходимо учитывать следующие правила, обеспечивающие единство коллекции: 1) единство стилевого решения; 2) создание сценария коллекции — композиционное построение коллекции. Необходимое условие целостности коллекции — наличие композиционного центра — кульминации всей ...
Особенности сказки
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются опе ...