2. Деятельность по удовлетворению физиологических и гигиенических потребностей (сон, прием пищи, личная гигиена, лечение).
3. Деятельность по удовлетворению духовных потребностей (образовательная деятельность, участие в работе общественных организаций, физкультурно-спортивная деятельность, художественное, техническое творчество, любительский труд (уход за растениями, животными, изготовление предметов для дома и т.д.) – организованные или самостоятельные занятия.
4. Коммуникативно-развлекательная деятельность (потребление информации – чтение, слушание радио, просмотр телепередач; посещение зрелищных учреждений – театров, кинотеатров, выставок); внесемейное общение; другие развлечения (принятие наркотиков, алкоголя); пассивный отдых .
Говоря об объективных возможностях, прежде всего, следует обратить внимание на уровень развития средств, обеспечивающих полноценный отдых и развитие личности в период свободного времени, а также степень организации отдыха подростков со стороны государства и общественных институтов, таких, как семья и система образования.
Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности. Досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность (далее – КДД) – это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Н. Ф. Максютин предлагает следующее определение: «культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их
активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности»1.
Выделим основные принципы КДД, опираясь на теоретические и практические исследования А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова.
Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Осуществление принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий:
• целенаправленность КДД;
• конкретность КДД;
• оперативность учреждений культуры;
• непрерывность процесса КДД.
Еще одним важным принципом культурно-досуговой деятельности является дифференцированный подход к различным слоям населения, который подразумевает под собой организацию мероприятий, учитывая возрастные, социальные, профессиональные и иные особенности людей.
Например, согласно исследованиям А. Ф. Воловик, в подростковом возрасте в основном проявляется в сфере досуга интерес к науке, технике, искусству, а также прикладным занятиям моделированием, рисованием, фотографией. В юности, хотя и сохраняются ценностные ориентиры подросткового возраста, но данная возрастная категория уже более осознанно относится к выбору будущей профессии, занимая свой досуг все больше подготовкой к трудовой деятельности. Также стимулом для совместного проведения свободного времени становится взаимный интерес юношей и девушек друг к другу, что порождает такие формы досуга, как домашние вечеринки, дискотеки, поездки за город, совместный просмотр видеофильмов. В этой связи работа с молодежью, детьми и подростками – очень ответственная задача. Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры – большинство.
Новое в образовании:
Сущность сиротства, его причины и пути преодоления
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который и ...
Значение предметно-практической деятельности в коррекционной системе
обучения детей с нарушением слуха
В 1972 году все школы перешли на новые программы с использованием ППД. К этому времени под руководством С.А. Зыкова были созданы методические пособия, разработки уроков по ППО, велась работа по созданию учебников нового поколения. К настоящему времени собран большой материал по методике и организац ...
Взаимовлияние образовательной среды на человека
Обширность образовательной среды педагогического университета предполагает, что она не исчерпывается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обучения. Очень важна та общая университетская среда, к которой относят традиции, морально-эмоциональный климат, атмосферу доброж ...