Деятельность человека, в том числе досуговая, всегда реализуется в определенных пространственно-временных рамках и несет в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.
Социокультурное пространство образовательного учреждения – ДОЛ является учреждением дополнительного образования – представляет собой особым образом организованную территорию, на которой осуществляется обучение, воспитание, развитие ребенка, а также профессиональная самореализация и развитие педагогических кадров, совершенствование педагогической компетентности родителей. Содержательный смысл понятия «социокультурное пространство» связан с процессом становления и развития личности как субъекта культуры.
Степень развитости социокультурного пространства образовательного учреждения определяется тем, какую часть детей близлежащего социума охватывает его образовательная система; какие сферы их жизнедеятельности она развивает; насколько развиты и эффективно функционируют другие компоненты пространства; насколько сформированы связи между его компонентами и в какой мере они придают целостность этому пространству, влияют на эффективность процесса социализации подрастающего поколения.
Социокультурное пространство ДОЛ формируют специфические для него виды деятельности. Структурно в своем современном виде дополнительное образование детей представлено двумя основными объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым. При этом образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность – рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка, правда, делают это различными способами.
Культурно-досуговая деятельность является весьма значимым звеном работы ДОЛ, важным компонентом его социокультурного пространства. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Все культурно-досуговые программы ДОЛ нацелены не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих подростков практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени и досуга своих сверстников.
Что же обычно понимается под культурно-досуговой деятельностью ДОЛ? Как правило, этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) – праздников, фестивалей, концертов, конкурсов, спортивных соревнований, тематических дней и недель, вечеров и т.п.
Более пристальный анализ места и роли культурно-досуговой деятельности, ее реального статуса в ДОЛ, а также всего многообразия современных деятельностных форм в системе дополнительного образования детей показывает, что практическая реализация культурно-досуговой деятельности сопровождается рядом проблем и противоречий, требующих незамедлительного решения.
Так, одной из основных проблем является то, что образовательных программ разработаны соответствующие федеральные требования, которые периодически обновляются; в отношении программ культурно-досуговых ни о каком подобном официальном документе до сих пор нет и речи. За редким исключением[35], практически отсутствуют и научные разработки в отношении данного блока деятельности ДОЛ и необходимого ему программно-методического обеспечения.
Многолетние наблюдения за подростками, а также социологические исследования их потребностей и интересов показывают, что спектр привлекательных для подрастающего поколения способов приложения их сущностных сил весьма широк и не исчерпывается только образовательной деятельностью в рамках учебных групп.
Неудовлетворенность специалистов понятием культурно-досуговая деятельность (далее – КДД) вполне объяснима.
Во-первых, если под КДД понимать, как это обычно и делается, преимущественно массовые мероприятия типа праздников, фестивалей, театрализованных действий и т.п. и относить именно их к числу досуговых форм, в отличие от образовательной деятельности детей в ДОЛ, то получается, что последняя является для детей обязательной (как и учеба в школе), а не свободно избранной ребенком сферой его жизнедеятельности. Это следует из содержания понятия досуг.
Новое в образовании:
Комплекс упражнений для обучения аудированию
В свете требований коммуникативного подхода обучение осуществляется, главным образом, на материале целого текста и проходит стадии от восприятия и понимания текста до его анализа и работы над языковой формой. Для этого могут быть использованы как аудитивные, так и аудиовизуальные источники. Смыслов ...
Содержание работы педагога с родителями в ДОУ
Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ро ...
Исторический аспект развития проблемы этиологии речевых
нарушений
Термин «этиология» - греческий и обозначает учение о причинах (этио - причина, логос - наука, учение). Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин. Кроме то ...