Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Педагогика сегодня » Разработка программы организации свободного времени подростков в условиях ДОЛ » Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков

Страница 5

Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Можно выделить ряд специфических особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:

наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).

Длительные досуговые программы особенно популярны в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане – программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.

В целом, исходя из положительного опыта применения длительных досуговых программ, можно сделать вывод об их несомненной ценности, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.

Приведенная классификация массовых досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности в сфере детского и подросткового досуга. Могут быть и другие подходы. Однако ценность предложенной А.Б. Гальченко классификации не подлежит сомнению, поскольку степень со-участия детей в программе – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

Рекреативно-оздоровительная деятельность

В системе ДОЛ накоплен немалый опыт организации работы с детьми в каникулярный период. В копилке этого опыта сегодня можно найти:

планы проведения лагерных смен;

тематические программы (нередко связанные единой сюжетной линией) как на отдельные смены, так и на весь период работы лагеря);

программы деятельности городских летних лагерей дневного пребывания, организованных при школах и УДОД.

Отличительная особенность рекреативно-оздоровительного блока в составе СКД – сочетание в нем мероприятий релаксационного и развлекательного характера с образовательной составляющей.

В ДОЛ реализуются программы, включающие описание всего цикла организации каникулярного отдыха детей (от нормативной базы до кратковременных образовательных программ, рассчитанных на переменный состав, и сценариев досуговых мероприятий).

В централизованном порядка сегодня издается обширная литература в помощь организаторам каникулярного отдыха детей: это ежегодный тематический номер (№3) журнала «Народное образование», годовое приложение к журналу «Внешкольник» под названием «Скоро каникулы», журналы «Детский досуг» и «Вожатый века» и др.

Таким образом, предложенная структура социально-культурной деятельности в сфере ДОЛ показывает, что в содержании социально-культурной деятельности находится весьма обширное поле самореализации подростка; с другой стороны, большинство конкретных видов деятельности в рамках СКД в той или иной степени связаны с образовательной и воспитательной деятельностью, а, следовательно, имеют выраженный образовательно-воспитательный потенциал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...

Формы и методы индивидуализации в обучении
В учениях Инге Унт при использовании понятия "индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. Инге Унт считает, что в реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по сл ...

Гражданское образование учащихся
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Министерство образования и науки РФ выпустило письмо «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (15.01.2003 г. №13-51-08/13). В письме отмечается, что «последне ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru