По мнению А.М. Новикова, форму обучения можно определить как "механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени". Он предлагает одиннадцать независимых классификаций форм учебной деятельности по основаниям: способу получения образования (очная, заочная, вечерне-сменная, экстернат, дистанционная, самообразование); типу образовательных учреждений, в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу (обычные формы - школа, колледж, университет и др.; другие формы - учебно-производственный комбинат, ресурсные центры, университетские комплексы, сетевое обучение, "виртуальное университеты" и др.); системам обучения-самоучение, самостоятельная учебная работа, индивидуализированные формы, коллективные системы учения (обучения); механизму декомпозиции содержания обучения (предметное обучение, объектное обучение: метод проектов, модульное обучение); по основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом и/или учебными материалами (обычный вариант, дистантное обучение, Интернет-обучение), по основанию "монолог-диалог" (монологическое обучение, диалогическое обучение - тренинги, коучинг и др.) и др.
Выделенные подходы можно сгруппировать в два направления. Сторонники первого опираются в определениях на философские категории "форма", "форма движения материи" (В.С. Безрукова, М.И. Махмутов, И.М. Чередов).
Представители другого направления исходят из понятий "сущность обучения", "сущность учения". Они отражены в концепциях И.К. Журавлева, А.В. Усовой, А.Н. Звягина, В.К. Дьяченко, А.М. Новикова. При этом внутри данной группы авторов понимание сущности обучения несколько различно. Одни (В.К. Дьяченко) исходят из того, что это разновидность общения между людьми, другие (А.Н. Звягин и др.) рассматривают его как деятельность, третьи (А.М. Новиков) акцент делают на учебной деятельности.
Исследователи вкладывают различное содержание в понятие "форма организации обучения". По мнению одних (В.К. Дьяченко, И.К. Журавлев и др.), оно объединяет общие организационные формы обучения (фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные) и конкретные (урок, лекция, практическое занятие и др.). Другие авторы (М.И. Махмутов, И.М. Чередов и др.) под это понятие подводят только конкретные формы организации обучения: урок, лекция и др. Общие же организационные формы имеют свое определение и терминологию. М.И. Махмутов их называет формами обучения, И.М. Чередов - формами учебной работы, А.Н. Звягин - формами организации учебной работы, В.С. Безрукова - формами организации учебной деятельности и т.д.
Наличие различных подходов к характеристике содержания и сущности понятия "форма организации обучения" - явление нормальное для современной педагогической науки. Время единственно верных и правильных определений тех или иных понятий ушло в прошлое. Что же касается образовательной практики, то педагоги имеют право выбирать из предлагаемой учеными палитры концепций именно ту, которая удовлетворяет их с точки зрения решения актуальных педагогических задач и других критериев. В этой связи определим нашу позицию применительно к понятию "форма организации обучения".
В философии различают внутреннюю и внешнюю форму. Такое понимание формы восходит к Гегелю, который отмечал, что "форма в одно и то же время и содержится в самом содержании, и представляет собой нечто внешнее ему" . Внешняя форма, как очертание предмета, его фигура, действительно содержанием имеет все остальное, т.е. объект как таковой, со всеми его особенностями, а значит, и внутренней формой.
Форма организации обучения есть самостоятельная дидактическая категория, сохраняющая, однако, главный признак - быть внутренней организацией какого-либо содержания. С учетом этого, мы определяем форму организации обучения как вид занятия, характеризующийся относительно устойчивой структурой взаимодействия участников процесса обучения, осуществляемого в установленном порядке и определенном режиме. Здесь отражены как внешние, так и внутренние признаки формы организации обучения.
Изучение вопроса показывает, что наряду с общими функциями (обучающая, воспитывающая, развивающая) форма организации обучения выполняет и специфические: интегративную, коммуникативную, управленческую. Суть интегративной функции в том, что цели, содержание, методы и средства обучения обретают признаки системности, становятся доступными для восприятия как завершенная, целостная единица взаимодействия педагога и учащихся.
Новое в образовании:
Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов
Как отмечалось выше, формирующий эксперимент проводился нами на той же базе, что и констатирующий: национальный центр развития «Этнос», средняя школа №9, Тюменский центр логопедии и развития речи. В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей татарской национальности, обследованных нами на пе ...
Требования к построению учебного процесса в аспекте обучению говорению
В современной методике на смену фронтальной работе на уроке все более активно приходят социальные/интерактивные формы обучения. Выполняя парные, групповые или коллективные задания, учащиеся сосредотачивают свое внимание не на языковой форме высказывании, а на содержании . важна при этом цель совмес ...
Организация режима дня в условиях домашнего воспитания
Возрастные особенности психического развития детей 3–4 лет. В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выпо ...