Методические основы работы по развитию орфографической зоркости у детей с дисграфией

Педагогика сегодня » Определение оптимальных путей и методов работы по развитию орфографической зоркости у детей с дисграфией » Методические основы работы по развитию орфографической зоркости у детей с дисграфией

Страница 3

Примеры зрительных диктантов:

Методические указания: Логопед записывает предложения на доске, дает возможность учащимся прочитать написанное один-два раза. Затем предложения закрываются листом бумаги. После написания всего диктанта логопед открывает текст диктанта, давая возможность учащимся проверить написанное.

1.Для первого класса:

Гнездо

На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птенцу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

Пчелы.

Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветочный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.

Кошка.

Это кошка Машка. Она в чулане поймала мышку. Хозяин ее молоком напоил. Сидит Машка на подушке и песенки мурлычет. А ее котеночек сам с собой играет.

2. Для второго класса.

Курица и лисица.

Курица гуляла со своими цыплятами. Вдруг показалась лисица. Она хотела схватить цыпленка. Курица увидела лисицу. Она кинулась на нее и отбила цыпленка.

Сторож.

В лесу жил сторож Захар. Его домик был около озера. Зимой Захар ходил с ружьем на охоту. Он выслеживал зверей. Летом он сторожил колхозные поля. Захар хорошо знал лес.

3.Для третьего класса.

Лето.

Ребята бегут на пруд. На берегу большой луг. Там идет покос. Вся деревня на работе. Дед Иван кладет сено на воз. Петя влез на воз. Женя повел лошадь во двор.

Береги книги.

Береги свои учебники. Не загибай уголки страниц. Пользуйся закладкой. Не делай пометок ручкой. Тогда твои книги будут в порядке.

В работах Р.Е. Левиной, Р.М. Боскиса, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия говорится о том, что в случаях нарушения артикуляторной интерпритации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие, а состояние фонематического развития детей влияет на овладение ими звуковым анализом и письмом. Так, Д.Б. Эльконин считал, что применение фишек для анализа слова успешно работает на развитие у детей с дисграфией навыков фонематического анализа.

Поэтому система обучения орфографии детей с нарушением письменной речи обязательно включает в себя развитие фонематического восприятия.

Необходимым условием для формирования орфографической зоркости является орфографическое проговаривание слов по слогам, усиливающее речевые кинестезии и активизирующее деятельность речедвигательного анализатора. Усиление поступающих сигналов от движения органов артикуляционного аппарата в кору головного мозга способствует накоплению в памяти артикуляционных образов слов. Орфографическое проговаривание, по мнению Аксеновой А.К, следует формировать при обучению списыванию. В дальнейшем этот прием сохраняется и при письме по слуху.

Оценивая роль орфографического проговаривания по слогам, Н.И. Жинкин обращал внимание на то, что слогораздельное произнесение слов уравнивает все слоговые позиции, нейтрализуя слабые.

Таким образом, у школьников формируется новый речедвигательный код перехода к орфографическому написанию слов.

Не менее значима опора на зрительный анализатор. Для обеспечения наиболее оптимальных условий запоминания зрительного образа слова количество воспринимаемых единиц должно быть ограничено: тремя-восьмью словами для зрительного диктанта (одно-два предложения в зависимости от года обучения), одной-двумя стихотворными строчками для письма по памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Понятие о декоративности
Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание ...

Музейная педагогика и проектная деятельность школьников
Почти век назад музейная педагогика трактовалась как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об ...

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru