Примеры зрительных диктантов:
Методические указания: Логопед записывает предложения на доске, дает возможность учащимся прочитать написанное один-два раза. Затем предложения закрываются листом бумаги. После написания всего диктанта логопед открывает текст диктанта, давая возможность учащимся проверить написанное.
1.Для первого класса:
Гнездо
На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птенцу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.
Пчелы.
Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветочный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.
Кошка.
Это кошка Машка. Она в чулане поймала мышку. Хозяин ее молоком напоил. Сидит Машка на подушке и песенки мурлычет. А ее котеночек сам с собой играет.
2. Для второго класса.
Курица и лисица.
Курица гуляла со своими цыплятами. Вдруг показалась лисица. Она хотела схватить цыпленка. Курица увидела лисицу. Она кинулась на нее и отбила цыпленка.
Сторож.
В лесу жил сторож Захар. Его домик был около озера. Зимой Захар ходил с ружьем на охоту. Он выслеживал зверей. Летом он сторожил колхозные поля. Захар хорошо знал лес.
3.Для третьего класса.
Лето.
Ребята бегут на пруд. На берегу большой луг. Там идет покос. Вся деревня на работе. Дед Иван кладет сено на воз. Петя влез на воз. Женя повел лошадь во двор.
Береги книги.
Береги свои учебники. Не загибай уголки страниц. Пользуйся закладкой. Не делай пометок ручкой. Тогда твои книги будут в порядке.
В работах Р.Е. Левиной, Р.М. Боскиса, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия говорится о том, что в случаях нарушения артикуляторной интерпритации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие, а состояние фонематического развития детей влияет на овладение ими звуковым анализом и письмом. Так, Д.Б. Эльконин считал, что применение фишек для анализа слова успешно работает на развитие у детей с дисграфией навыков фонематического анализа.
Поэтому система обучения орфографии детей с нарушением письменной речи обязательно включает в себя развитие фонематического восприятия.
Необходимым условием для формирования орфографической зоркости является орфографическое проговаривание слов по слогам, усиливающее речевые кинестезии и активизирующее деятельность речедвигательного анализатора. Усиление поступающих сигналов от движения органов артикуляционного аппарата в кору головного мозга способствует накоплению в памяти артикуляционных образов слов. Орфографическое проговаривание, по мнению Аксеновой А.К, следует формировать при обучению списыванию. В дальнейшем этот прием сохраняется и при письме по слуху.
Оценивая роль орфографического проговаривания по слогам, Н.И. Жинкин обращал внимание на то, что слогораздельное произнесение слов уравнивает все слоговые позиции, нейтрализуя слабые.
Таким образом, у школьников формируется новый речедвигательный код перехода к орфографическому написанию слов.
Не менее значима опора на зрительный анализатор. Для обеспечения наиболее оптимальных условий запоминания зрительного образа слова количество воспринимаемых единиц должно быть ограничено: тремя-восьмью словами для зрительного диктанта (одно-два предложения в зависимости от года обучения), одной-двумя стихотворными строчками для письма по памяти.
Новое в образовании:
Учащиеся вспомогательной школы как объект и субъект исследования
На базе вспомогательной школы-интернат №10 проводилось исследование по выявлению состояния биологических знаний учащихся с умственной отсталостью. Эксперимент проходили в несколько этапов по двум разделам: Исследование состояния знаний школьников по разделу "Птицы" непосредственно после и ...
Значение предметно-практической деятельности в коррекционной системе
обучения детей с нарушением слуха
В 1972 году все школы перешли на новые программы с использованием ППД. К этому времени под руководством С.А. Зыкова были созданы методические пособия, разработки уроков по ППО, велась работа по созданию учебников нового поколения. К настоящему времени собран большой материал по методике и организац ...
Декоративная живопись
Прикладное искусство в течение всей своей истории копило и вбирало, обобщало и шлифовало орнаментальные законы и композицию. В лучших образцах иконописи мы наблюдаем умение художника пользоваться цветовыми контрастами, ограниченным количеством цвета, создавая подлинные шедевры. Изучение этого опыта ...