Письмо по памяти – более трудоемкий вид упражнения, но и более действенный, т.к. школьники получают установку сохранить в памяти зрительные образы слов на больший промежуток времени, чем в зрительном диктанте. Дети дома заучивают текст, а в классе воспроизводят его на орфографической пятиминутке.
В зрительном диктанте и в тексте, предназначенном для письма по памяти, могут встретиться слова, написание которых расходится с произношением. Этого не следует бояться: идет процесс опережающего накопления в памяти зрительных образов слов до изучения соответствующих орфограмм.
Для формирования навыка зрительного контроля и умения сличать написанное на доске и в тетради полезны задания на взаимопроверку тетрадей, а затем и на самопроверку.
Большой сложностью отличается работа с детьми, имеющими нарушения процессов возбуждения и торможения. Здесь не исключены рецедивы, особенно, по мнению В. В. Воронкова, на первых годах обучения, когда какое- либо заболевание, нервное потрясение могут усилить дефекты письма. Работа, которая проводится с этими школьниками прежде всего направлена на развитие у них контроля за письмом.
Вся коррекционная работа по преодолению дефектов письменной речи у детей с дисграфией заключается в создании игровой ситуации, применении различных поощрительных средств.
1. Орфография – это система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм.
2. В лингвистике выделяют пять основных разделов орфографии.
3.Каждому разделу орфографии соответствуют определенные орфографические принципы.
4.Ведущим принципом орфографии является фонематический принцип.
5.Основной единицей орфографии является орфограмма.
6.Орфографическая ошибка – это ошибка на нарушение орфографического правила.
7. Орфографический навык - это культурно-речевой навык, навык письменно- речевой. Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения.
8. Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость – это условие и компонент орфографического навыка.
9. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. У детей с дисграфией отмечается несформированность высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико-грамматического строя речи и стимульных процессов, эмоционально – волевой сферы.
12. Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).
Дисграфия у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, определенные психические наслоения.
13. У детей с дисграфией формирование операций письма происходит медленнее. Это связано с тем, что не все анализаторы (речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный), принимающие участие в образовании письменной речи, у ребенка сформированы, либо их работа не взаимосвязана.
Новое в образовании:
Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию
звуковой культуры речи
Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей. Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 1. Познавательный, то ...
Игра и общение
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к даль ...
Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной
речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...