Краткая история трудового и технологического обучения в России

Страница 4

Актуальность исследования проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии определяется объективной потребностью в подготовке работника сферы образования, способного активно участвовать в развитии высокообразованной, культурной молодежи в условиях высокотехнологического общества,

Кардинальные социально-экономические преобразования необычайно актуализируют формирование у детей стремления к трудовой деятельности, к достижению конкурентоспособности на рынке труда в сфере занятости.

Воспитание у молодого поколения потребности в систематической трудовой деятельности, формирование трудового образа жизни, приобщение к культуре учебного, бытового, общественно полезного, технического, сельскохозяйственного труда, к конструкторско-творческой деятельности по-прежнему должны оставаться ядром системы образования в условиях ее реформирования, гуманизации и демократизации.

Однако, вопреки объективной необходимости и здравому смыслу, сегодня, к сожалению, бытует негативная тенденция недооценки воспитательного, развивающего потенциала технологического образования детей. Без обстоятельной подготовки к трудовому образу жизни у подрастающего поколения проявляются эгоизм, бездуховность, стремление к праздности, «красивой жизни» без труда.

В условиях совершенствования высшего педагогического образования настоятельно необходимым становится улучшение технологической подготовки на основе углубленного изучения теоретико-методологических основ трудового воспитания.

Развитие производственных технологий, понимаемых в широком смысле, всегда в существенной степени влияло на облик общества, на статус государства, на взаимоотношения людей. Однако сейчас технологический фактор стал определяющим: только высокий уровень технологий позволяет рассчитывать на продвижение к тем целям, которые провозглашены в Конституции нашего государства и приняты обществом.

Развитие высокотехнологических (экологически безопасных, ресурсосберегающих, интеллектуализированных) производств, основанных на применении современных естественнонаучных и научно-технических достижений, позволяет государству создавать условия для общественного развития:

– обеспечивает равноправное и конкурентоспособное участие в мировых хозяйственных процессах;

– инициирует качественные и количественные изменения в экономике, ориентированной на развитие рыночных отношений;

– высвобождает экономические ресурсы общества и потенциал людей для освоения мировой культуры и развития национальных культур.

К числу главных факторов, влияющих на технологический уровень общества, наряду с политическими и экономическими, относится и профессионально-образовательный. Поэтому целенаправленное формирование профессионально-образовательной стратегии и создание предпосылок для ее эффективной реализации являются приоритетными задачами государства.

Труд – важнейшее условие достойной жизни человека, интеллектуальная, нравственная, физическая основа развития личности. «Внутренняя духовная, животворная сила труда, – подчеркивал К. Д. Ушинский, – служит источником человеческих достоинств, а вместе с тем и нравственности, и счастья. Труд – личный, свободный труд – и есть жизнь. Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно . приготовлять его к труду, жизни».

Проблема трудовой подготовки детей, развитие у них привычки к систематическому труду должны стать приоритетной в условиях модернизации образования.

Между тем продолжает недооцениваться воспитательный, развивающий потенциал труда и технологической подготовки детей: предмет «Трудовое обучение» отнесен ко второстепенным, которым пренебрегают учителя и учащиеся. Уроки трудового обучения заменяются другими дисциплинами в школьном расписании. Неоправданно сокращается время, отводимое на курс трудового обучения и трудового воспитания. Ни в одной развитой стране нет такого пренебрежительного отношения к трудовому воспитанию молодежи: например, в США, Японии, Франции в начальной школе до пяти уроков в неделю отведено на труд. Трудовое воспитание и технологическая подготовка детей обесценены в общественном сознании и ослаблено на практике. Оно сводится по преимуществу к выработке у учащихся умений и навыков ручного труда. В школе при недостаточной материальной базе преобладает малосодержательный, примитивный труд, к которому у детей формируется негативное отношение. Утрачивается привлекательность производительного труда для молодежи, которая хочет заниматься бизнесом, но не в области материального производства, а в торговле, посредничестве, в сфере обслуживания. Идеализируется псевдопредпринимательство, далекое от интересов страны, от стремления к увеличению национального богатства. Перекосы социального сознания в этой области тесно связаны с заблуждением властей и тех, в чьей компетенции находится система трудовой подготовки молодежи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Оценка физического развития детей дошкольного возраста
Оценка физического развития проводится старшей медсестрой в присутствии воспитателей группы по общепринятым методикам. Важно не только собрать антропометрические данные, но и провести их анализ: определить гармоничность (зрелость морфофункциональных возможностей организма в определенный период его ...

Формирующий эксперимент
В результате констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития орфографической зоркости у детей с дисграфией. Нами была разработана коррекционная программа по развитию орфографической зоркости детей с дисграфией с учетом индивидуальных особенностей детей, которая положена в основу формирующ ...

Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деят ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru