В качестве основных задач исследования мы определили:
1) разработку системы формирования у будущего учителя профессиональных компетенций и технологической компетентности;
2) создание системы оценки качества сформированности технологической компетентности и соответствующих компетенций у будущего учителя:
– на уровне оперативного контроля;
– на заключительной аттестации.
При разработке опытной системы обучения учитывались как традиционные принципы обучения, так и новые: обучение на высоком уровне трудности; продвижение в изучении материала более быстрыми темпами; ведущая роль теоретических знаний и их профессиональная направленность; осознание студентом процесса учения и формирования компетенций, компетентности.
В основе опытного обучения лежали широко используемые в средней школе, но не нашедшие своего места в дидактике высшей школы идеи опережения, свободного выбора, самоанализа, крупных блоков, интеллектуального фона.
Идея опережения рассматривалась и использовалась в двух значениях. Под «опережающим» обучением понималось увеличение доли самостоятельной работы студентов, в результате чего происходило осуществление обучения каждым студентом в оптимальном для себя темпе. Под вторым значением термина «опережение» мы понимаем дидактический прием опережающего изложения технологической информации.
Принцип обучения на высоком уровне трудности подразумевает посильное напряжение ума и воли, что требовало от преподавателей и студентов работы по развитию потенциальных возможностей будущего учителя.
Продвижение более быстрыми темпами не имело ничего общего со спешкой, поверхностным усвоением знаний. Оно стимулировало умственную деятельность будущих учителей, помогало проникнуть вглубь педагогических и технологических явлений, а следовательно, подняться на более высокий уровень теоретического овладения знаниями.
Принцип работы над общим развитием всех студентов основан на положении о том, что развитие каждого индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в общении.
В каждой студенческой группе экспериментальная методика способствовала поддержанию такого фона интеллектуальной насыщенности, который приучал будущих учителей к трудностям, умственному напряжению, радости познания. Важно отметить, что подобная методика внедрялась во все учебные дисциплины. С этой целью на факультете систематически проводились семинары по технологическим дисциплинам, научно-методические и научно-практические конференции различного уровня, в том числе и международные: «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства, экономики. Международная научно-практическая конференция», «Технолого-экономическое образование: проблемы, инновации, перспективы. Региональная научно-практическая конференция», «X международная научно-практическая конференция, посвященной 70-летию ТГПУ им. Л.Н. Толстого и 30-летию факультета технологии, экономики и сельского хозяйства», «Технология, предпринимательство, экономика. Ежегодная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава факультета технологии, экономики и сельского хозяйства» и др.
В условиях эксперимента изменились подходы к вузовским учебникам и учебно-методическим пособиям. Традиционные учебники, содержащие свод знаний по предмету, не приспособлены для руководства творческой работой студентов. Для устранения выявленных недостатков в учебно-методическом обеспечении преподавателями факультета, в том числе автором диссертации, были подготовлены и изданы оригинальные учебно-методические пособия, которые прошли апробацию, внедрение в учебный процесс и в настоящее время корректируются и подготавливаются ко второму изданию с целью устранения выявленных недостатков и учетом изменений требований и достижений науки и техники.
Разработанные и использованные со студентами в опытном обучении учебные пособия выступали не только и не столько как информаторы, а как организаторы самостоятельной работы студентов. Предполагались три уровня познания с учетом индивидуальных особенностей студентов. (Отметим, что подобная методика допускалась лишь на первой стадии обучения на младших курсах, когда осуществляется активное развитие студентов.)
На пример, при изучении курса «Материаловедение» студентам давались контрольные вопросы по изученному материалу:
– самые простые – на воспроизведение знаний. Например, «Приведите классификацию материалов», «Приведите примеры материалов, относящихся к разным классам», «Опишите оборудование, используемое при термической обработке металлов и сплавов»;
– более сложные – на способ действия (как ты узнал?). Например, «Опишите последовательность действий при выборе режимов закалки углеродистых сталей с содержанием углерода от 0,4 до 0,6%», «С помощью каких видов термической обработки и каким образом можно получить твердость HRC 40 … 46, стали 45?», «На каком оборудовании и как исследуется микроструктура углеродистой стали?»;
Новое в образовании:
Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С п ...
Планирование урока немецкого языка с использованием различных
мультимедийных средств
Еще несколько лет назад использование компьютера на уроке казалось чем-то необыкновенным и почти нереальным. Необыкновенным, потому что не было того обилия программ и пособий, каким мы располагаем сейчас. Нереальным, потому что само присутствие компьютера на уроке уже было событием. Сегодня в распо ...
Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельнос ...