Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 5

Активизация мыслительной деятельности студентов на лекциях достигалась многими средствами: через межличностные контакты, интенсификацию внимания, направленное воздействие на групповые интересы, через подражание, внушение, авторитет, через психологические особенности восприятия информации наглядных и технических средств обучения.

При подготовке материалов лекций каждый лектор сталкивается с проблемой, когда по многочисленным источникам учебной информации студентам трудно составить целостную картину взаимосвязи технологий различных отраслей производства. Поэтому задача преподавателя – выявлять такие связи и, с возможно большей достоверностью и наглядностью, предъявлять студентам. Многие темы содержат большой объем иллюстративного материала, как статического, так и динамического, предъявление которого требует предварительного изготовления дидактических материалов, проведения планирования и оценки педагогической деятельности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Современные аудиовизуальные технологии позволяют наблюдать объект, как в статическом состоянии, так и в процессе эксплуатации. Они практически не ограничены рамками пространства и времени, могут дать достаточно адекватное представление о внутренней, недоступной невооруженному глазу сути процесса (например, явления и процессы микро- и макромира, сложные химические реакции, процессы, протекающие слишком быстро или слишком медленно и др.).

На факультете ТЭСХ на третьем курсе, в объеме 60 час. читается дисциплина «Аудиовизуальные технологии обучения», которая является частью педагогической подготовки студентов и входит в состав дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную подготовку будущих учителей в соответствии с Государственными требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по осуществлению профессиональной деятельности в условиях широкого использования аудиовизуальных технологий как неотъемлемой части средств современных информационных коммуникационных технологий для формирования их профессиональной компетентности.

Для преподавания курса создана современная материальная база (специализированные лаборатории, оснащенные современным аналоговым и цифровым оборудованием), которая позволяет проводить лекционные и лабораторные занятия по курсу, а также использовать их для организации занятий по различным технологическим дисциплинам, проведение которых требует комплексного обеспечения образовательного процесса современными мультимедийными средствами. Современное лабораторное оборудование (аналоговое и цифровое), позволяет использовать технический и методический потенциал лаборатории для разработки, изготовления и демонстрации современных мультимедийных дидактических пособий, а также для подготовки и проведения самостоятельной работы студентов исследовательского характера.

Необходимо также отметить, что развитие компьютерных и аудиовизуальных технологий позволяет преподавателям быть не только потребителями информации, но и активными участниками процесса производства новых знаний. Преимущества новых цифровых технологий состоят в возможности использования единой аппаратной части цифровой системы для обработки всевозможной аудиовизуальной информации (звукозаписи, фотографии, видеозаписи и др.).

На современном этапе развития цифровых технологий необходимо использовать накопленный аудиовизуальный фонд (на аналоговых носителях), перенеся его лучшие образцы на современные цифровые носители для получения совместимости с современным цифровым оборудованием. Цифровые технологии открывают поистине безграничные возможности по реализации собственных идей в авторских мультимедийных пособиях.

Созданная на факультете и регулярно пополняемая медиатека (банк аудио, видео и компьютерных материалов) – одно из структурных подразделений современного учебного заведения, предоставляющая возможность доступа к различным информационным ресурсам. В медиатеке сосредоточены всевозможные источники и средства информации: электронная библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный и телекоммуникационный центры.

Эксперимент подтвердил предположение о том, что сочетание лекционного изложения знаний (с проблемной направленностью) с самостоятельной учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельностью студентов по овладению технологической информацией значительно активизирует познавательные силы и творческие возможности студентов, способствует формированию компетенций и технологической компетентности на творческом уровне.

В экспериментальном обучении при преобладании таких организационных форм обучения, как лекции проблемного содержания и самостоятельная работа студентов, мы исходили из идеи М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера о трех методах, в которых наиболее полно реализуется проблемный подход: проблемное изложение знаний, поисковая беседа и исследовательский метод.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Анализ комплексных программ
Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева. Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исх ...

Из истории натюрморта
Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 веке жанр натюрморт переживает расцвет: фламандские мастера ...

Воспитание в Японии
Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влиян ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru