Активизация мыслительной деятельности студентов на лекциях достигалась многими средствами: через межличностные контакты, интенсификацию внимания, направленное воздействие на групповые интересы, через подражание, внушение, авторитет, через психологические особенности восприятия информации наглядных и технических средств обучения.
При подготовке материалов лекций каждый лектор сталкивается с проблемой, когда по многочисленным источникам учебной информации студентам трудно составить целостную картину взаимосвязи технологий различных отраслей производства. Поэтому задача преподавателя – выявлять такие связи и, с возможно большей достоверностью и наглядностью, предъявлять студентам. Многие темы содержат большой объем иллюстративного материала, как статического, так и динамического, предъявление которого требует предварительного изготовления дидактических материалов, проведения планирования и оценки педагогической деятельности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
Современные аудиовизуальные технологии позволяют наблюдать объект, как в статическом состоянии, так и в процессе эксплуатации. Они практически не ограничены рамками пространства и времени, могут дать достаточно адекватное представление о внутренней, недоступной невооруженному глазу сути процесса (например, явления и процессы микро- и макромира, сложные химические реакции, процессы, протекающие слишком быстро или слишком медленно и др.).
На факультете ТЭСХ на третьем курсе, в объеме 60 час. читается дисциплина «Аудиовизуальные технологии обучения», которая является частью педагогической подготовки студентов и входит в состав дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную подготовку будущих учителей в соответствии с Государственными требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по осуществлению профессиональной деятельности в условиях широкого использования аудиовизуальных технологий как неотъемлемой части средств современных информационных коммуникационных технологий для формирования их профессиональной компетентности.
Для преподавания курса создана современная материальная база (специализированные лаборатории, оснащенные современным аналоговым и цифровым оборудованием), которая позволяет проводить лекционные и лабораторные занятия по курсу, а также использовать их для организации занятий по различным технологическим дисциплинам, проведение которых требует комплексного обеспечения образовательного процесса современными мультимедийными средствами. Современное лабораторное оборудование (аналоговое и цифровое), позволяет использовать технический и методический потенциал лаборатории для разработки, изготовления и демонстрации современных мультимедийных дидактических пособий, а также для подготовки и проведения самостоятельной работы студентов исследовательского характера.
Необходимо также отметить, что развитие компьютерных и аудиовизуальных технологий позволяет преподавателям быть не только потребителями информации, но и активными участниками процесса производства новых знаний. Преимущества новых цифровых технологий состоят в возможности использования единой аппаратной части цифровой системы для обработки всевозможной аудиовизуальной информации (звукозаписи, фотографии, видеозаписи и др.).
На современном этапе развития цифровых технологий необходимо использовать накопленный аудиовизуальный фонд (на аналоговых носителях), перенеся его лучшие образцы на современные цифровые носители для получения совместимости с современным цифровым оборудованием. Цифровые технологии открывают поистине безграничные возможности по реализации собственных идей в авторских мультимедийных пособиях.
Созданная на факультете и регулярно пополняемая медиатека (банк аудио, видео и компьютерных материалов) – одно из структурных подразделений современного учебного заведения, предоставляющая возможность доступа к различным информационным ресурсам. В медиатеке сосредоточены всевозможные источники и средства информации: электронная библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный и телекоммуникационный центры.
Эксперимент подтвердил предположение о том, что сочетание лекционного изложения знаний (с проблемной направленностью) с самостоятельной учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельностью студентов по овладению технологической информацией значительно активизирует познавательные силы и творческие возможности студентов, способствует формированию компетенций и технологической компетентности на творческом уровне.
В экспериментальном обучении при преобладании таких организационных форм обучения, как лекции проблемного содержания и самостоятельная работа студентов, мы исходили из идеи М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера о трех методах, в которых наиболее полно реализуется проблемный подход: проблемное изложение знаний, поисковая беседа и исследовательский метод.
Новое в образовании:
Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе
По мнению Ж. М. Флеровой, речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье и другие, выражающие ощущение голода, боли или какого-либо дискомфорта. Они явл ...
Физиолого-психологические особенности детей с ЗПР
Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослаблен ...
Предпосылки развития письменной речи в онтогенезе
Письмо – результат длительной эволюции попыток человека выразить свою мысль не сиюминутно, а продлить ее во времени. В самом начале этого пути человек рисовал то, что хотел сообщить. Затем появились более условные способы: картинка-схема, узелковое письмо, клинопись, иероглифы и, наконец, буквы. Че ...