Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи

Педагогика сегодня » Коррекционно-логопедическая работа по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР » Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи

Страница 2

Учитель-логопед МДОУ № 75 "Малыш" г. Астрахани И.В. Литвинова на основе анализа литературных источников и обобщения собственного опыта практической работы сформулировала методические рекомендации по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста. Автор уделяет внимание развитию слухового восприятия, фонематического слуха, моторно-двигательному развитию, формированию тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук, развитию устной речи, и кроме того формированию у дошкольников положительного эмоционального отношения к школе и самосознания.

Г.Н. Брехунова, учитель-логопед МДОУ № 2 г. Реутова Московской обл., предлагает свою программу профилактики дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи. К основным коррекционным задачам своей программы автор относит: развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений; совершенствование зрительно-пространственного восприятия; формирование навыков чтения и работа над техникой чтения; развитие восприятия. К основной программе (Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи») были добавлены упражнения и игры для предупреждения ошибок чтения и письма.

О.Н. Жовницкой, учителем-логопедом МОУ СОШ №18 г. Красноярска, была разработана и апробирована система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия и формированию фонематических процессов, что в свою очередь является мерой профилактики дисграфии. Автор указывает на удобство использования таких игр прямо на школьных уроках обучения грамоте, русского языка и чтения. Каждая из них имеет собственную цель и описана в нескольких вариантах.

Учитель-логопед психолого-педагогического медико-социального центра А.П. Мигурская предлагает свою программу профилактики нарушений письменной речи у учащихся 1-го класса с общим недоразвитием речи, третий уровень речевого развития. Данная программа написана в соответствии с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции. Систему коррекционного обучения по профилактике нарушений письменной речи автор условно разбил на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Кроме того, коррекционная работа разбита на 3 этапа, содержание каждого из которых описано в программе. Тематическое планирование представлено по каждому уровню коррекции.

Итак, были рассмотрены программы и методические рекомендации, направленные на предупреждение дисграфии у детей с нарушениями речи разных возрастов. Каждая из них имеет свои отличительные черты. Программа Л.Г. Парамоновой содержит богатый речевой материал для предупреждения каждой из возможных предпосылок нарушения письменной речи. А.Н. Корнев предлагает свои рекомендации по профилактике дисграфии и описывает мероприятия, которые нужны для достижения безошибочного письма. У С.В. Коноваленко имеется богатый набор упражнений по каждому из предложенных ею направлений работы по предупреждению дисграфии. Она даже уделяет внимание профилактике нарушения зрения у детей. Учитель-логопед И.В. Литвинова предлагает свои методические рекомендации, отличительной чертой которых, на мой взгляд, является то, что автор уделяет особое внимание формированию у дошкольников положительного эмоционального отношения к школе и самосознания. Г.Н. Брехунова методические игры и упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма включила прямо в основную программу подготовки к школе детей с недостатками речи. О.Н. Жовницкая разработала систему игр и упражнений для профилактики дисграфии, которую можно использовать и без помощи логопеда, включая их в школьные уроки. А А.П. Мигурская представляет программу предупреждения нарушений письменной речи, которая используется в психолого-педагогическом медико-социальном центре и представляет собой тематическое планирование, разбитое на уровни коррекции.

Из представленного выше анализа программ и методических рекомендаций можно понять, что в отечественной логопедии накоплено достаточное количество разнообразных программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи и специалисты могут выбрать актуальную для себя методику работы либо создать свою собственную.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Ситуативная обусловленность обучения говорению
Успешность устного общения зависит: 1) от наличия желания вступить в контакт, т.е. реализовать возникшее речевое намерение, позволяющее установить взаимопонимание с другими людьми; 2) от степени владения структурно-системными образованиями на разных уровнях языка и от умения употреблять их в соотве ...

Компьютерное обучение в начальных классах
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электрон ...

Лингвистические особенности лексико-грамматических категорий тюркских языков
Каждый язык имеет свои особенности, свою структурную специфику. Некоторые языки похожи между собой грамматически, другие же резко различаются. Татарский и русский языки принадлежат к разным типам языков, и это накладывает свой отпечаток при изучении татарского. По происхождению языки делят на семьи ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru