Подготовка к посещению урока.
Определение цели посещения урока, вида и формы контроля. Составление программы наблюдения урока, в соответствие с целью. Ознакомление с учебно-методическими материалами, содержание которых соответствует цели посещения урока. Знакомство с учебной программой проверяемого предмета, с содержанием учебного материала по учебнику. Определение возможных вариантов структуры и методики урока (по методическим пособиям, по инструктивным и нормативным документам). Изучение записей в классном журнале о выполнении программы, в том числе ее практической части в дневниках учащихся, в их тетрадях, обратив внимание на отметки (их наполняемость, баллы и т.п.), на объем домашних заданий.
Просмотр и анализ выводов и предложений, сделанных учителю по ранее посещенному уроку. Решение целесообразности приглашения на урок других учителей.
Проведение (при необходимости) предварительной беседы с учителем, знакомство с его замыслом проведения урока, уточнение поурочного плана (при необходимости - просмотр и проверка календарно-тематического плана).
Классификация целей посещения уроков
1. По времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях.
2. По широте охвата и глубине
а)
масштабные целевые установки, характеризующиеся обще-дидактической направленностью. Например, работа учителя по развитию познавательного интереса учащихся при обучении, по формированию общеучебных умений и навыков и т.п.;
б) локальные целевые установки, характеризующиеся частно-дидактической направленностью. Например, результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся, по организации на уроке творческой работы учащихся и т.п.
3. По содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ. Например, работа учителя по развитию вычислительных навыков учащихся на уроках математики; работа учащихся с первоисточниками на уроках истории; эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др.
Краткий оценочный анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.
Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.
Примерная схема анализа урока
1. Цель, задачи урока (образовательные, воспитательные, развития), их взаимосвязь и пути реализации.
2. Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.
3. Организационная структура. Тип урока, его место в системе занятий по предмету, четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.
4. Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.
Новое в образовании:
Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
Цель нашей курсовой работы – выявление эффективных форм педагогического просвещения родителей, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: исследование и сравнительный анализ форм работы ...
Принцип доступности
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Не надо забывать и о том ...
Методические пояснения для проведения урока по теме декоративный натюрморт
Для проведения урока, по теме соответствующей дипломной работе, я обратилась к программе изобразительного искусства Б.М. Неменского. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жиз ...