Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска. Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить время на организацию класса, установления порядка и дисциплины.
Тема урока. Цели урока: определяет ли учитель цель урока, информирует ли учащихся о цели и задачах урока, как он это осуществляет.
1. Тип и структура урока. Какой избран тип урока. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия. Место урока в системе занятий по целому разделу. Связь урока с предыдущими, как она осуществляется. Структура урока: соответствует ли она данному типу урока, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока. Как подводятся итоги.
2. Содержание урока. Соответствие содержания программе. Как связан учебный материал с современностью, местным окружением школы. Установление межпредметных связей. Как осуществляется развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся. Использование дидактических материалов и оборудования кабинета. Достигнут ли прирост или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного.
3. Методы и приемы обучения на уроке. Какая система методов применяется; какие методы и приемы в ней сочетаются. Соответствуют ли методы и приемы обучения содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся. Соответствуют ли методы обучения осуществлению задач воспитания.
Как соблюдаются основные требования к уроку: воспитательные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенические.
Как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление у учащихся. Виды и место самостоятельной работы учащихся с учебником, как осуществляется формирование у учащихся умения учиться. Как используются для самостоятельной работы дидактические материалы и технические средства обучения.
Формирование у учащихся навыков самоконтроля. Последовательность применения заданий и упражнений для выработки навыков и умений. Привитие учащимся навыков самоконтроля.
Способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки. Обеспечение надлежащей последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока.
Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. Осуществлялась ли дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащихся. Объем домашнего задания. На какое время рассчитано домашнее задание. Как учащиеся подготовлены к успешному выполнению домашнего задания. Как предупреждается перегрузка учащихся домашними заданиями.
4. Поведение учащихся. Насколько учащиеся привлечены к активному умственному труду. Насколько учащиеся заинтересованы, прилежны, дисциплинированы. Как осуществлялась мотивация учения в течение всего урока, применяются ли с этой целью специальные приемы. Отношение учащихся к учителю.
5. Поведение учителя. Умение владеть классом, организовать его работу, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого. Стиль и тон в работе. Педагогический такт. Наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем. Внешний вид. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.
6. Результаты урока. Выводы и предложения. Достижения цели. Выполнение плана. Объем и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценного из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей. Указания учителю, как закрепить и усовершенствовать положительные качества урока, как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и др.).
Новое в образовании:
Пути повышения воспитательной роли примера
Воспитательное значение личного примера взрослых во многом зависит от их авторитета. Школьники подражают взрослым, лишь в том случае, если те пользуются авторитетом. Чем выше авторитет взрослых, тем сильнее влияют они на сознание и поведение учеников. Поэтому завоевание авторитета учителем и родите ...
Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида
Проблема пересказа волновала и продолжает волновать специалистов в области олигофренопедагогики (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.А. Одинаева и др.). Все исследователи рассматривали пересказ с позиции его объединения с речевой деятельностью и склонны во мнении, что он способствует развитию и обогаще ...
Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий ...