И чем шире вариативность этих приемов, тем сильнее, глубже сила их воспитательного воздействия. Психологам и педагогам известно, что одни и те же поступки могут быть продиктованы разными мотивами - и высокими целями, и низменными побуждениями. Очень часто бывает необходимо всесторонне анализировать, чтобы верно оценить. Решая вопрос о благодарности, поощрении, нельзя одинаково оценивать работу разных детей, нивелировка поступков может произойти из-за небрежности или из-за недостатка педагогической культуры воспитателя.
Позиция воспитателя и выбор им тех или иных средств определяется еще и возрастом детей. Если малышу можно просто запретить пользоваться опасной игрушкой, отобрать ее у него, по подростку нужна убедительная мотивация запрета или распоряжения, если это не касается правил и установок режима. Здесь авторитет - положения сменяется авторитетом личности: подростки охотно подчиняются не всем, а лишь тем, кого уважают, кто не давит, не приказывает, а советует, аргументирует, убеждает. Чем старше дети, тем менее действует безапелляционное требование, здесь нужен совет, рекомендация, а может быть, и дружеское участие взрослого. Общаясь с малышом, стремясь что-то изменить в его поведении, можно, разъяснив суть нравственного требования, тут же потребовать от него: «Ты все понял? С этого дня должен вести себя так и только так!» Со старшими ребятами так вести себя опасно, категоричности они не прощают. Лучше дать им материал к размышлению и проследить, какой вывод они сделали. Можно использовать иронию, но иронию не поймут малыши, она может оказаться слишком ранящим способом воздействия.
Одним из важных моментов, определяющих позицию родителей в воспитании и выбор конкретных воспитательных приемов, является неповторимая индивидуальность ребенка. Здесь все имеет значение: особенности нервной системы, характер, отношение к людям, самому себе (самооценка, уровень притязаний), волевые качества, привязанности, интересы. Какой он, ваш ребенок: быстро возбуждающийся, вспыльчивый, нервный или уравновешенный, спокойный? Трудолюбивый или с ленцой? Доброжелательный к окружающим, чуткий или нет? Капризный или покладистый? Замкнутый, недоверчивый или открытый? Общительный? Самолюбивый, с развитым чувством собственного достоинства или страдающий от ощущения своей неполноценности? Собранный, волевой или неорганизованный? Чем он увлекается? Как к нему относятся в классе? Важно ли для него общественное мнение? Чьим мнением он дорожит - товарищей, учителей, вашим? Как все это учитывать в повседневном общении и воспитании ребенка?
Возьмем довольно распространенный случай - вас обманул подросток, сказав что идет в школу, на самом деле пошел в игровой клуб. Вы узнали об этом случайно. Какой должна и может быть ваша реакция? Прежде всего, подумаем, чем вызван обман. Обыкновенной ленью, безответственным отношением к делу, к своим обязанностям? А может, просто нечестностью, непорядочностью, привычкой легко давать обещания и нежеланием быть верным своему слову? Много вариантов реакции родителей на такой обман собственного ребенка, но верный выбрать непросто. Для малышей более эффективным бывает сиюминутное действие. Их чувство, эмоции сравнительно неглубоки и непродолжительны, и поэтому откладывать разговор не стоит. А вот с подростком все иначе. Отсроченная беседа с ним часто бывает уместной, не сразу, а через какое-то время. Главное — дать сыну убедиться, насколько опасно для него увлечение игрой в клубе, какими последствиями это грозит ему в жизни. При выборе воспитательных средств надо учитывать, какие методы воспитания применялись к ребенку ранее. Если превалировали беседы, разъяснения, их следует избегать в последующем. В каждом воспитательном моменте обязательно проявляется индивидуальность воспитателя в самом широком смысле этого слова - его характер, культура, воля, жизненный опыт. Имеет значение все: ваш кругозор, эрудированность, педагогические знания, выдержка, решительность, личные интересы и умения.
Лев Толстой говорил, что тот метод следует считать лучшим, которым лучше владеет воспитатель. Соединение разумной требовательности с уважением к ребенку.
К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, даже с риском ошибиться говорил А. С. Макаренко.
Преодолевая отрицательное в ребенке, опирайтесь на хорошее, руководствуйтесь единством требований в семейном воспитании, согласованности со школой и учителем, которому доверяете.
11.
Посещение семей Тема: Климат семьи
Новое в образовании:
Психофизиологические механизмы аудирования и
понимания как центральное звено восприятия речи на слух
Под аудированием понимается
это восприятие и понимание речи на слух. Психологической основой понимания являются процессы восприятия, узнавания языковых образов, понимание их значений, процессы антиципации (угадывания) и осмысления информации, процессы группировки сведений, их обобщение, удержание и ...
Педагогическая сущность профессиональной деятельности преподавателя,
тренера в физическом воспитании и спорте
Успешность работы педагога по физической культуре, тренера в спорте, учителя физической культуры зависит от уровня профессионализма. "Профессионал — это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, ...
Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки
уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности
будущего учителя
Осуществление контроля за эффективностью процесса формирования у будущих учителей компетенций и компетентностей потребовало определения его процедуры и уточнения таких понятий, как «критерий», «параметр» и «показатель», т. к. разные авторы используют их не одинаково. Составлена такая цепочка: крите ...