Программа работы социального педагога с родителями

Страница 9

«Я не могу представить себе ничего печальнее такого воспитания, при котором ребенок постоянно нуждается в воздействии хотя бы самых рациональных и мягких, исполненных педагогического такта педагогических приемов со стороны воспитателей и не способен найти в себе самом ничего такого, что руководило бы его поведением в те минуты и часы, когда он предоставлен самому себе. Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимым, нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться, по возможности скорее, обходиться без нас».

Воспитывать надо требовательностью и разумной строгостью. Чтобы вызвать к жизни все потенциальные возможности ребенка, даже дремлющие в тайниках сознания, нужно воспитывать самодисциплину.

Вот ситуация: мама жалуется, что ее дочка криком может добиться всего, чего захочет, она уверовала твердо, ей все дозволено, что так и должно быть! Если не прекратить ей потакать в этом, семья получит маленького тирана. Родители не сумели приучить ребенка сдерживать свои желания, этим оказали девочке плохую услуг.

Метод поощрения и наказания. Его называют часто второстепенным, дополнительным, но это не всегда так. Просто наказание - не второстепенный, а просто нежелательный метод воспитания. Эта мера связана с нагрузкой на нервную систему ребенка, с переживаниями и эмоциональными срывами. Тем более известно, часто есть семьи и классы, где наказания не применяются, а уровень воспитанности достаточно высок.

Наказание может иметь место при условии уверенности воспитателя, что другое воздействие здесь эффекта не даст. Родители должны быть убеждены, что ребенок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя. В наказании недопустимы какие бы то ни было элементы грубости, тем более оскорбления. Распоряжения о наказании должно отдаваться без раздражения и крика, наказание не должно быть частым, становиться повседневностью и обыденностью. Без крайней необходимости не стоит напоминать о проступке, тем более делиться огорчениями, которые он доставил родителям, с посторонними людьми. Ребенок должен чувствовать себя в семье защищенным. Очень важно, чтобы родители отдавали себе отчет в целенаправленности каждого своего замечания, запрещения, наказания. Цель наказания - не карание за проступок, не страх, который предупреждает его повторение, а осознание вины ребенком. Надо, чтобы ребенок понимал справедливость наказания. Это достигается методом естественных последствий. Разбил стекло - будь любезен все исправить сам. Если мы хотим видеть нравственный, духовный, интеллектуальный рост ребенка, то обязательно должны поощрять его за покорение и преодоление трудности. Уже маленькая победа над собой делает человека много сильней говорил М. Горький.

Одобрение, поощрение, похвала - мажорный, светлый метод воспитания, он рождает стремление жить, учиться, работать лучше. Это профилактический метод проступков и нарушений, антипод наказания. Одобрение и похвала воспитывают чувство собственного достоинства, ответственности, содействуют созданию хорошей, приятной атмосферы в семье. Поощрение, похвала в определенной степени проще иных воспитательных средств, не воспринимается как нечто навязчивое, ненужное, не вызывает сопротивления со стороны тех, кому оно адресовано. Но здесь тоже есть свои правила и тонкость эффективности. Во-первых, поощрение должно быть заслуженным. Поощрять надо за то, во что вложен труд, старание, ответственное отношение к делу, пусть пока еще это не дает заметных результатов. Как часто детям, недостаточно подготовленным к школе, приходится часами сидеть над тетрадками, чтобы получить четверку.

Это зависит не от умственного или общего развития, а от неприспособленной для четкого письма фаланги пальцев. Они еще не в состоянии понять, что результаты труда могут не соответствовать трудовым усилиям. Появляются недоверие к учителю, обида, настороженность. Эта тенденция может быть поддержана в некоторых семьях. При одинаковых стараниях и разных отметках в одной семье - радость и удовлетворение, в другой - упреки и выговоры ребенку. Его бы похвалить за усердие: «Будешь так стараться, сможешь писать не хуже Вани, а может быть и лучше. Смотри, у тебя сегодня еще лучше получилось!». А вместо этого мальчик слышит: «Вот Ваня молодец, а ты нас только расстраиваешь!». Нет смысла хвалить, если успехи связаны с физической силой, отличной памятью, либо связаны с простым выполнением обязательных правил. Поощрения могут быть моральными и материальными. Следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные, сам факт их эффективности - свидетельство высокого уровня воспитанности. Поощрения в семье должны быть разнообразными: одобрительный взгляд, ласковое прикосновение, одобрение поступка, поведения детей в кругу авторитетных людей, подарок - давняя мечта и т. д. Их много - простых и сердечных знаков внимания к нашим детям. Сколько добрых чувств рождает в душе ребят такое нравственно очищающее внимание родителей, жаль, что в сутолоке буден, мы упускаем эти прекрасные возможности истинно гуманного воспитания. Методы воспитания реализуются в практике жизни через самые разнообразные приемы.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Новое в образовании:

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста
Этот возраст (учащихся 1-3-х классов) можно условно разделить на 6-7 и 8-9-летних детей. Первая группа, как правило, составляет 1 -е классы и в некоторой мере отличается от тех, кто продолжает учиться во 2-3 классах. Дети 6-7-летнего возраста владеют всеми видами естественных движений (ходьбой, бег ...

Оценка эффективности оздоровительной работы детского сада
К критериям эффективности оздоровительных мероприятий проводимых в ДОУ являются показатели здоровья детей. В детских садах №87 и № 23 показатели пропусков одним ребенком за 3 года примерно одинаковые; но в ДОУ №87 этот показатель несколько выше: Детский сад 2006 год 2007 год 2008 год №87 6,5 4,2 6, ...

Теоретические основы обучения учащихся прикладным художественным работам: история
На основе изучения психолого-педагогической, научно-методической искусствоведческой литературы определяются дидактические возможности использования декоративно-прикладного искусства и прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся. Основополагающее значение для теоретико-методологичес ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru