Сущность творческой деятельности учащихся профессионально-технических училищ

Педагогика сегодня » Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся » Сущность творческой деятельности учащихся профессионально-технических училищ

Страница 2

В тех случаях, когда в качестве средства развития способностей учащихся к творческой деятельности используется техническое творчество, должна учитываться самостоятельная значимость деятельности на всех этапах творческого процесса. По существу, самостоятельная деятельность учащихся является концентрированным выражением репродуктивных и творческих элементов деятельности, осуществляемой под руководством педагога. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что эффективность обучения во многом зависит от умения педагога включить оптимальное сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельность ученика при непременном условии, что именно творческая деятельность может я должна стать в учении ведущей по своему значению, включая и те случаи, когда она представлена лишь в самом незначительном объеме.

Подготовку учащихся к деятельности на любом этапе творческого процесса следует рассматривать в качестве самостоятельной цели педагогической работы, что открывает дополнительные методические возможности как для вовлечения учащихся в техническое творчество, так и для его осуществления. Следовательно, связь отдельных частей творческого процесса с полным циклом творческой деятельности создает дополнительные возможности использования их в качестве самостоятельных компонентов в педагогической работе по развитию технического творчества учащихся.

В техническом творчестве взрослых, прежде чем получить право на жизнь, творческое решение держит экзамен перед накопленным в течение столетий коллективным опытом человечества. Для учащихся это необязательно. Достаточно, чтобы результат творческого решения был нов для самого ученика. Он сопоставляется лишь с его индивидуальным опытом, приобретаемым в процессе обучения (знаниями, умениями, навыками) и практическим опытом в творческой деятельности. При таком понимании новизны возможности технического творчества значительно расширяются. Творческой становится деятельность, продукт которой может быть давно известен всем, за исключением того, кто его получает. То же самое можно сказать и о способах получения этого продукта. По наблюдениям многих педагогов творчество подростков и творчество взрослых имеет одну физиолого-педагогическую основу, характеризуется одинаковыми стадиями протекания, активностью и напряжением. Для осуществления творческой деятельности и учащихся и взрослых необходимо становление и проявление качеств личности, свойственных изобретателям и рационализаторам.

Таким образом, получая продукт, обладающий даже субъективной новизной, учащийся развивает свои способности к творческой деятельности. Этоподтверждает положение о том, что основной целью технического творчества учащихся является развитие способностей к творческой деятельности. Однако данные утверждения справедливы лишь для процесса педагогического руководства техническим творчеством учащихся. Сами они не ставят перед собой в качестве цели развитие своих способностей к творчеству. Учащийся, который занимается техническим творчеством дома, самостоятельно. Его творческая деятельность вполне может охватывать полный цикл, начиная с этапа отражения потребности и постановки задачи и кончая этапом практического осуществления решения. Продукт, который стремится получить учащийся, выступает целью его деятельности и отвечает основным требованиям, предъявляемым к техническому творчеству учащихся, - значимостью или полезностью и субъективной новизной. Способности к технической творческой деятельности и остальные качества личности, необходимые для успешного творчества, выполняют роль средства получения результата. Их проявление и развитие есть результат творческой деятельности. Учащимся этот результат может не только не преследоваться, но даже и не предполагаться. И в условиях кружка учащийся по-прежнему стремится к созданию технического объекта. Однако в этом случае творчество становится средством педагогического процесса, в котором преследуется цель развития способностей подрастающего поколения. Это средство и реализует педагог, а не учащийся. Поскольку цели формирования технического творчества подростков, преследуемые в процессе обучения (т. е. под руководством педагога) и вне его, различны, необходимо разграничивать эти виды деятельности. Таким образом, понятие "техническое творчество учащихся" используется для характеристики двух различных процессов: 1) направления учебно-воспитательной работы с целью развития способностей учащихся к творчеству и 2) творческой деятельности учащихся по созданию технических объектов; поскольку эта деятельность может охватывать все этапы творческого процесса, то и определяется как техническое творчество. Под результатом творческой деятельности следует понимать не только технические объекты, но и определение способов их создания и усовершенствования, предложения по разработке технологических процессов или их элементов и т. п.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Форма организации обучения как дидактическая категория
Различают формы организации обучения, формы обучения, формы учебной работы, формы теоретического и производственного обучения, формы образования, формы самообразования, формы повышения квалификации, формы подготовки специалистов и др. Довольно распространены такие ситуации, когда под разными назван ...

Цели и содержание обучения диалогической речи
Согласно Программе обучения иностранным языкам в средней школе, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, т.е. владеть всеми типами микродиал ...

Психическая неполноценность ученика с особыми проблемами в воспитании, ее характер
Основная масса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит их умственно отсталых детей, страдающих олигофренией в степени дебильности. Особенность таких детей – стойкое нарушение познавательной деятельности, проявляющееся в недоразвитии способности отвлечения и обобщения. Такое нед ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru