Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике

Педагогика сегодня » Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики » Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике

Страница 5

Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение этого вопроса.

Например, учащимся дается задание поставить различные вопросы к условию задачи: «В одной коробке 48 карандашей, в другой 12 карандашей».

Учащиеся могут поставить такие вопросы: «Сколько карандашей в 2 коробках?», «На сколько их больше (меньше) в одной коробке, чем в другой?», «Во сколько раз больше (меньше) в одной, чем в другой?» и т. д.

Во многих случаях целесообразно вводить некоторые ограничения. Например, поставить вопрос так, чтобы задача решалась одним действием, двумя и т. д.; или чтобы спрашивалось о данной величине; или чтобы решалась указанным действием.

2. Составление условия задачи по данному вопросу, что приводит к обобщению знания связей между данными и искомым. Например, составить задачу с вопросом: «Сколько ведер воды в двух бочках?». Дети устанавливают, что в условии может быть дано число ведер воды в каждой бочке, или число ведер воды в одной и разность, или отношение между числом ведер воды в первой и второй бочках. Каждую из задач учащиеся решают самостоятельно.

3. Подбор числовых данных или их изменение. Эти упражнения, главным образом, для знакомства учащихся с реальными количественными отношениями. Например, учащимся предлагается полный текст задачи с пропущенными числовыми данными: «На… одинаковых платьев пошло … м. материи. Сколько таких же платьев можно сшить из … м такой же материи?».

Учащиеся устанавливают, что число платьев можно задать сразу, а число метров материи надо получить путем вычисления, имея в виду еще одно число, которое в условие задачи не включается, – число метров материи, которое идет на одно платье.

4. Составление задач по аналогии, т. е. задач с одинаковыми математическими структурами. Если, например, учащиеся решили задачу с величинами: цена, количество, стоимость – можно предложить составить похожую задачу, но с величинами: скорость, время и расстояние.

5. Составление обратных задач.

Упражнения в составлении и решении обратных задач помогают усвоению связей между данными и искомым. Составление обратных задач следует связывать с проверкой решения задач.

6. Составление задач по иллюстрациям: по картинке, чертежу или краткой записи. Составь задачу по таблице и реши ее.

Изготавливали в час

Время работы

Всего изготовили

15 деталей

3 ч

?

}

?

12 деталей

3 ч

?

7. Составление задач по данному решению. Это упражнения обратные по отношению к решению задач, это воспроизведение задачи по ее решению. Масса двух одинаковых чемоданов равна массе двух одинаковых рюкзаков и сумки. Узнай массу каждого чемодана, если масса рюкзака 8 кг, а сумки 4 кг.

Разбор условия проводим по рисунку в учебнике по вопросам:

– где проверяют массу чемоданов, рюкзаков, сумок? (При посадке в самолет.)

– зачем это надо делать? (Нельзя перегружать самолет.)

– кто чаще всего сдает багаж в рюкзаках? (Геологи, туристы.)

– что мы знаем из условия о багаже геолога? (Он сдал два одинаковых рюкзака и сумку.)

– знаем ли массу каждой его вещи? (Да, 8 кг, 8 кг и 4 кг.)

– в чем сдал багаж другой пассажир? (В чемоданах одинаковой массы.)

– что еще нам известно и очень важно? (Массы сданного багажа геолога и багажа другого пассажира равные!).

Одновременно с разбором условия может появиться рисунок-схема.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Анализ состояния проблемы в практике дошкольного воспитания
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения УПК « Приднепровский » Рогачёвского района . В эксперименте бы ...

Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольников
Еще древние римляне говорили, что "корень учения горек". Но зачем, же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и "корень" учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Дошкольное де ...

Формы работы с родителями
педагогический просвещение семья воспитательный Повышение роли воспитательной функции школы обуславливает необходимость совершенствования форм, способов взаимодействия учителя начальных классов и родителей. Школа накопила огромное количество форм работы с семьей, приобщения родителей к соучастию в ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru