Высокий уровень. Учащиеся легко и правильно находят существенные общие и видовые признаки изучаемых явлений, быстро и безошибочно на этой основе делают обобщения в форме понятий.
Средний уровень. Учащиеся правильно, лишь иногда допуская ошибки, выделяют существенные общие и видовые признаки изучаемых явлений. Делают обобщения в основном правильно, однако не быстро.
Низкий уровень. Учащиеся затрудняются выделять существенные признаки изучаемых явлений, вместо существенных признаков выделяют несущественные. С большим трудом делают обобщения, при том часто не полные или неправильные.
Очень низкий уровень. Учащиеся не могут самостоятельно делать обобщения;
2) сформированность умения строить индуктивные выводы.
Высокий уровень характеризуется умением ученика правильно делать индуктивные выводы при построении индуктивных умозаключений на основе суждений об отдельных однотипных предметах.
Средний уровень ученик знает структуру индуктивных умозаключений, но испытывает определённые затруднения при выполнении индуктивных выводов и требуется помощь со стороны учителя.
Низкий уровень характеризует знание учениками структуры индуктивного умозаключения, но неумение на основе его самостоятельно сделать индуктивные умозаключения при анализе конкретного материала по данному уроку.
Очень низкий. Ученик этого уровня не знает структуру индуктивного умозаключения, не умеет пользоваться индуктивными умозаключениями, поэтому учащийся пытается осмысливать те или иные факты на основе житейской логики;
3) сформированность умения классифицировать.
Высокий уровень. Ученик умеет безошибочно самостоятельно проводить классификацию понятий и понимает структуру выполненных действий.
Средний уровень характеризует учеников, которые знают особенности осуществления классификации понятий, но испытывают определенные затруднения при её выполнении и им требуется помощь со стороны учителя.
Низкий уровень. Ученик этого уровня знает особенности осуществления классификации понятий, но не умеет пользоваться этой структурой при выполнении конкретного учебного задания.
Очень низкий уровень. У ученика этого уровня отсутствуют знания о способах проведения классификации понятий, поэтому учащийся допускает логические ошибки;
4) сформированность умения объяснять сущность изучаемых явлений.
Высокий уровень характеризуется тем, что при нём ученик знает логическую структуру объяснения и умеет безошибочно, самостоятельно объяснить сущность какого-либо явления, используя эту структуру.
Средний уровень характеризуется знанием ученика структуры объяснения, умением пользоваться этой структурой, но ученик испытывает при объяснении определенные затруднения и нуждается в помощи учителя.
Низкий уровень. Ученик знает процедуру объяснения, но не умеет пользоваться ею при выполнении конкретного задания.
Очень низкий уровень. У ученика отсутствуют знания о логической процедуре объяснения, по этой причине он не умеет объяснять сущность изучаемых физических, химических и других явлений;
5) сформированность умения исправлять логические ошибки.
Высокий уровень. Ученик почти не допускает логических ошибок, а допущенные ошибки быстро и безошибочно исправляет.
Средний уровень. Ученик этого уровня допускает логические ошибки, но потом обнаруживает их и оказывается способным их исправить.
Низкий уровень. Ученик допускает ошибки, но потом обнаруживает ошибки (при необходимости и с помощью учителя), однако не может исправить эти логические ошибки.
Очень низкий уровень. Ученик допускает логические ошибки и не видит их.
Для оценки уровня сформированности логической культуры учащихся на основе указанных выше критериев была использована четырехбальная шкала оценок. Баллы за ответы распределялись следующим образом:
– правильное, безошибочное и быстрое использование логических действий – 4 балла (1-й уровень);
– правильное, но с допущением некоторых ошибок и неточностей в выполнении логических действий – 3 балла (2-й уровень);
– не совсем правильное и неполное использование логических действий – 2 балла (3-й уровень);
– очень слабое владение логическими действиями – 1 балл (4-й уровень);
Для определения уровня развития отдельных качеств логической культуры подростков были составлены специальные задания и предложены рекомендации по их применению.
В эксперименте принимали участие 2 группы учащихся – контрольная и экспериментальная. В эксперименте участвовало 45 детей: 22 ученика 3 «А» класса, обучающиеся по программе развивающего обучения Эльконина-Давыдова (контрольная группа) и 23 учащихся 3 «Б» класса, обучающиеся по программе «2100» (экспериментальная группа).
Новое в образовании:
Проблемы лидерства в современных
детских общественных объединениях
Специальной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в неко ...
Анализ комплексных программ
Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева. Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исх ...
Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий ...