При подготовке и организации экспериментальной работы были выделены следующие этапы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Констатирующий эксперимент – позволил определить исходный уровень сформированности логической культуры учащихся начальных классов средней общеобразовательной школы № 10 г. Нефтеюганска. Диагностика школьников состояла в психологическом тестировании, которое позволило выявить уровень логической культуры мышления учащихся, степень овладения операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, определения понятий, построения умозаключений и т.д.
В итоге было установлено, что логические операции сравнения, анализа и синтеза в недостаточной мере сформированы у учащихся младшего школьного возраста. В целях диагностики уровня логического мышления учащихся была использована методика для оценки логического мышления я . С помощью данного теста было протестировано 45 учеников. В качестве контрольной группы был взят 3 «А» класс, а 3 «Б» - в качестве экспериментальной. Сравнительные результаты начального уровня логического мышления экспериментальной и контрольной группы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни логического мышления учащихся на начало эксперимента
Уровни логического мышления |
Экспериментальная Группа 3 «Б» |
Контрольная Группа 3 «А» | ||
начало эксперимента |
начало эксперимента | |||
кол-во уч. |
% |
кол-во уч. |
% | |
Всего Высокий ( 8 – 10 б) I Средний (5 – 7 б) II Низкий (0 – 4 б) III |
23 1 10 13 |
100 4,3 43,4 56,5 |
22 1 16 5 |
100 4,5 69,5 21,7 |
Из таблицы видно, что показатель низкого уровня сформированности логических умений выше в экспериментальной группе.
Для диагностирования уровня логической культуры учащихся были подобраны соответствующие задания, направленные на определение уровня различных составляющих логических умений учащихся младших классов, перечисленные нами во 2 главе работы.
В практике для определения уровня развития мыслительной деятельности детей широко используются различные словесные задания, позволяющие установить степень сформированности понятий, обобщений, логических операций. Э.Ф. Замбацявичене разработала вербальные субтесты (по принципу, использованному Р. Амтхауэром), пригодные для обследования младших школьников. Предлагаемая ею методика включает четыре субтеста по 10 проб в каждом. I субтест направлен на выявление осведомленности, II — на сформированность понятий (по выполнению классификации), III — на сформированность логического мышления (по решению аналогий), IV — на сформированность обобщения.
Приведем эти пробы, инструкцию и способ общей оценки результатов.
I субтест (на осведомленность)
1. У сапога есть …
шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы (1,9).
2. В теплых странах обитает …
медведь, олень, волк, верблюд, пингвин (2,8).
3. В году …
24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 месяцев (2,7).
4. Месяц зимы …
сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март (2,3).
5. В Литве не живет …
соловей, аист, синица, страус, скворец (2,6).
6. Отец старше своего сына …
часто, всегда, никогда, редко, иногда (2,2).
7. Время суток …
год, месяц, неделя, день, понедельник (2,8).
8. Вода всегда …
прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная (3,4).
9. У дерева всегда есть …
листья, цветы, плоды, корень, тень (2,8).
10. Литовский порт …
Каунас, Паневежис, Кэдайняй, Вильнюс, Клайпеда (2,6).
Инструкция. Для первой пробы, после первого прочтения – «Какое слово подходит?» При правильном ответе — 1 балл. Если ответ ошибочный: «Неправильно, подумай еще». При правильном ответе после второй попытки (перед второй попыткой экспериментатор читает пробу еще раз) — 0,5 балла. При неправильном ответе со второй попытки — 0 баллов. Аналогичным образом предъявляются и оцениваются остальные 4 пробы субтеста.
II. субтест (на классификацию, сформированность понятий)
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (2,6).
2. Река, озеро, море, мост, болото (2,3).
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата (2,7).
4. Вильнюс, Каунас, Москва, Шауляй, Паневежис (2,6).
Новое в образовании:
В. Осеева. Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - а мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит. - что же ты про ...
Классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая
классификация нарушений слуховой функции у детей
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы. Обычно выделяются группы со следующими нарушениями: фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и ме ...
Формирующий эксперимент
В результате констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития орфографической зоркости у детей с дисграфией. Нами была разработана коррекционная программа по развитию орфографической зоркости детей с дисграфией с учетом индивидуальных особенностей детей, которая положена в основу формирующ ...