умение сохранить направления движения по окружности и по прямой;
умение рационально рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии;
умение сохранять направленность движений, своевременная остановка движения, регуляция размаха движений;
умения изменять направление движений;
умение соразмерять движения с длиной линий, величиной;
умение быстро изменять направление движения на противоположное.
В исследовательской работе рассмотрим проявления движений, быстро изменяющихся на противоположное направление.
Эта способность проявляется при рисовании завитков, вправо и влево, петель, восьмерок, криволинейных форм. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти рук, управляющих действиями карандашом и кистью.
Выделяют три уровня способностей движений, быстро изменяющих направления движения на противоположное:
высокий – свободно владеть умением по-разному держать карандаш и кисть, менять положения руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых, прямолинейных, зигзагообразных линий, различать расположение мазков;
средний – неуверенно держат карандаш, умеют менять положения рук при рисовании прямых и волнистых линий, различают формы округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос;
низкий – не владеют умением держать карандаш и не меняют положение рук при рисовании прямых и волнистых линий, не различают формы контура.
Исследовательская работа проходила по 3-м этапам:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий;
3) итоговый.
Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить уровень развития художественно-творческих способностей детей старшей группы, в том числе умения рисовать движением руки, меняя направление.
Эксперимент проводился в виде занятия на тему «Разноцветные дождики».
Программные задачи:
1) сформировать у детей образы явлений природы;
2) выявить умение адекватным образом использовать изобразительные линейные средства;
3) развивать внимание и наблюдательность;
4) развивать ассоциативное мышление, образное восприятие;
5) продолжать учить детей переключаться с одного вида деятельности на другой;
6) развивать движения рук от глубокой моторики до тонких, почти письмо напоминающих;
7) продолжать учить детей ориентироваться на листе «верх-низ».
Оборудование:
Репродукции: с картины И.И. Левитана «Перед грозой»; К.А. Сомова «Радуга»;
Музыка: К. Дебюсси «Облака», «Сказка про дождик и тучу», Шестакович.
Литература: стихи А.Н. Майкова «Летний дождь», Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко», народные заклички, песни. Загадки про дождь, облака, тучи, радугу.
Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки восковые.
Ход занятия.
Вначале детям было предложено прослушать и отгадать загадку. После чего дети прослушали музыку К. Дебюсси «Облака» и произнесли народную закличку про дождик.
Следующим этапом было рассматривание картины И.И. Левитана «Перед грозой»; сравнение дождя.
Дети пальчиками показали, как дождь капает, голосом сопровождают движения «кап, кап, кап».
Сообщила детям, что дождик может быть веселым, произнося одновременно закличку. Объяснила и показала, как надо рисовать дождик мелками и цветными карандашами, предложила дорисовать дома, цветы, людей и т.д.
После чего дети рассмотрели репродукцию с картины К.А. Сомова.
Провела физминутку – имитация цветка, проросшего из земли, как цветок рос, и распускался. Предложила нарисовать цветы, дом, людей.
Новое в образовании:
Психологический анализ структуры речевого нарушения
у дошкольников с общим недоразвитием речи
При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Т.В. Рябовой. зрительная память недоразвитие речь Речь являетс ...
Основополагающая концепция
школьного курса информатики
В настоящее время наблюдается лавинообразное увеличение информационного потока, обрушивающегося на человека. В данных условиях целесообразен информационно-деятельностный подход к обучению. При таком способе организации совместной деятельности учителя и ученика на уроке учитель, формируя мотив, обес ...
Влияние занятий графическими материалами на процесс развития
художественно-творческих способностей детей 5-6 лет
Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования графическими материалами у детей 5-6 лет была проведена исследовательская работа на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» г. Железноводска, в старшей группе «Капитошка». В этой возрастной группе дети переживают период активног ...