Ранее, когда еще не было письменности педагогические знания передавались из поколения поколению благодаря произведениям устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания и песни - замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Основа искусства всегда народны. Массовая культура - временное явление, которая не оставит заметный след в жизни народов.
Идей Макаренко, Коменского, Сухомлинский и Ушинского были едины, они считали, что народ каждый ребенок, человек должен развиваться на основе своей традиционной культуре.
Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней. Школьное воспитание, это всего лишь определенная часть воспитания, которую получат человек. История - одно из богатейших средств народной педагогики. Благодаря устному народному творчеству передается полный нравственный кодекс человека: в них говорится о любви к родителям, о верности и справедливости, о любви к труду и презрении к бездельникам и лентяям, о любознательности, о чутком и вежливом отношении к старым и старшим и т.д.
Ярким доказательством народного воспитания служит известный пример, в древней Греции совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево. В связи с этим в Греции выросли оливковые рощи. Очевидно что, это - достижение народной педагогики, которая учила труду. Народ - единственный прямым источником духовных ценностей. Например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков. Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется в их рассказах, песнях, поговорках, сказках и т.д. Народ старался создавать красоту в подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.
Красота, создаваемая трудящимися, - это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений педагогической культуры.
Большое количество детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве они преследовали педагогические цели, а также умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не обращала внимание на интеллектуальное развитии подрастающих поколений, то не вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.
У каждого малого и большого народа есть своеобразная тактика воспитания, но цель каждой забота и воспитании совершенного человека. Народ постоянно помнил о целях воспитания. Во всех народах когда ребенок появлялся на свет, новорожденному мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив», а девочке «Будь, как мать, приветливой, красивой, скромной». Мудрым старцем высказывались ребенку пожелания: «Будь большим. Именаречение занимает очень важное место в структуре самосознания личности, в ее самоидентификации. Чаще всего называли имена знаменитых героев, певцов и т.д, так как они хотели чтобы их ребенок был похож на них. Надо лишь научно осмыслить многовековой народный воспитательный опыт, преемственность традиций.
Народная педагогика не допускает никаких компромиссов и уступок в области нравственности, в ней нет снисхождения к тем, кто нарушает требования народных идеалов. Образцы нравственного совершенства - сказочные и былинные богатыри, герои преданий, легенд, мифов и песен. В устном творчестве народов не последнее место занимает также идея о физическом совершенствовании человека.
Народная педагогика так же не оставляла без внимания физическое развитие детей, так как степная жизнь ставила жесткие требования. В далеком прошлом людям было не известно такие виды спорта как гимнастика, баскетбол и многое другое. Но зато широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие народные виды спорта. Почти у каждого народа ежегодно проводятся национальные праздники с обязательным включением в их программу спортивных состязаний. Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Бесспорна эстетическая роль природы. Народ, черпая свое вдохновение из созерцания ее красот, опоэтизировал ее в своих песнях, сказках, былинах. Итак, природа содействует формированию всех сторон личности человека, и при условии сознательной педагогической деятельности взрослых является мощным пегагогическим фактором. Смысл гуманистической природы человеческого совершенства в гармонии Человека -«малой вселенной» и Природы - великой вселенной. Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой.
Новое в образовании:
Содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи
Формирование речи у детей с ее недоразвитием строится с учетом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятель ...
Реализация модели личностного ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Более 20 лет я, Кузейкина Нина Лионидовна, проработала учителем начальных классов сш. №14. С 1992г. я работала учителем 1 класса при МДО №50. Поэтому проблема преемственности между дополнительным учреждением и школьной мне очень близка. Между школой и МДО оголились некоторые традиции в установлении ...
Особенности сказки
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются опе ...