Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. Дорогим для тебя должно стать не «мое», а «наше», т.е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, народов.
Педагогическая культура народа - это сфера материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни.
Педагогическая культура неоднородна, поскольку наряду с величайшими достижениями педагогики в ней сохранились предубеждения, предвзятости, предрассудки и суеверия, уходящие в далекое прошлое. На это влияют исторические условия жизни народов, неравномерностью их культурного развития. Отношение к воспитанию, предметы ухода претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем материальным и духовным прогрессом общества. Понятие о народной педагогической культуре может быть вполне научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании.
Любовь к детям является важнейшим компонентом педагогической культуры человечества, одновременно элемент педагогической культуры и человека. Педагогическая культура отдельной личности в цивилизованном мире не может измеряться любовью только к собственным детям. Эгоистическая любовь исключительно к своим детям как порождение семейного эгоизма была чужда народному воспитанию. Эволюция общественной жизни расширяет общественный кругозор людей, что влечет за собой повышение уровня и педагогической культуры. Высокий уровень педагогической культуры непременно связан с общественными интересами, предполагает беспокойство за судьбы всего человечества, за его будущее. Поэтому разумная любовь к детям при высокой педагогической культуре всегда деятельная, требующая участия каждого и всех в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а также самовоспитания.
Из этого всего материала можно сделать вывод, что педагогика не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая все духовные ценности далеких и близких поколений. Высокие результаты воспитания детей в народной среде - один из важнейших предметов анализа педагогической науки. Чаще всего мы определяем человека по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Педагогическая история свидетельствует, эффективны те средства воспитания, которые были приняты и поддержаны народом. Одновременно высокая педагогическая культура народа - показатель высокой культуры народа в целом.
Уже в древнейших летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество - добродетель, и ее надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Особенность педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Педагогический прогресс, поэтому всегда означает одновременно и духовный прогресс в целом.
Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.
Ни один народ не исчезает бесследно. Духовный потенциал ушедших из истории народов сохраняется, живет и развивается в других народах. Народ не может умереть. Это словно культура, которая погибая оставляет свои ценности для другого народа. Духовная преемственность поколений проявляется во взаимосвязи древних этносов и молодых наций. Эта связь по форме напоминает преемственность родителей и детей, но по существу, конечно, несравненно сложнее: ни один народ не является потомком только одних или даже однородных предков. При благоприятных условиях даже казалось бы исчезнувшие народы могут воспрянуть вновь. Воскреснут их герои, мифы и предания.
Новое в образовании:
Определение уровня сформированности технических навыков и умений на
занятиях лепкой детей подготовительной группы
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности технических навыков и умений в декоративной лепки. Эксперимент проходил в спокойной, естественной и доверительной для детей обстановке. Детям было предложено выполнить задание, которое проходило в два этапа. Задание ...
Сущность
понятия «орфограмма». Виды
орфограмм
Термин «орфограмма» вошел в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х годов в учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 года в учебник 4класса в раздел «Повторение изученного в начальных классах» вошло определение орфограммы: « В слова ...
Изобразительная
деятельность как способ развития творческого воображения
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобра ...