Семья и родственные окружения

Педагогика сегодня » Детская субкультура казахов » Семья и родственные окружения

Страница 9

У казахов есть такое понятие - акыр заман. Конец света. Но не астрономическое, буквальное значение подразумевает это словосочетание. Акыр заман - это когда нарушаются естественные законы жизни, и жизнь останавливается. Акыр заман - это когда мать выбрасывает нежеланное новорожденное дитя в мусорный контейнер. Когда пораженные мракобесием разрушают храмы, а служители Всевышнего, порицая других за грехи, сами не гнушаются эти же грехи совершать. Безразличие к своим родителям - это тоже акыр заман. Для нас казахов «Акыр заман» может наступить, когда мы перестанем общаться с родственниками. Любить, уважать и переживать за них.

У каждого родителя есть священный долг «Парыз», нотации и меры воспитания, которую не любит слушать нынешняя молодежь. Долг каждого родителя наставлять, воспитывать своего ребенка, хоть пусть он его не слушает, но со временем, ребенок повзрослев начнет осознавать и ценить смысл родительских слов. Но все эти наставления должны впитываться ребенку с детства, чтобы потом не было поздно.

Каждый казах стремится получить «Бата» (благословление) от родителей и других старших родственников и уважаемых людей. «бата»произноситься в сопровождении жеста «Кол жаю» (букв.Растелить руку). Во время кисти рук складываются вместе перед лицом, раскрытыми ладонями вверх, после пожелании говорит «Аллаху Акбар» (Слава Аллаху) или «Аминь» и ладонями проводит по своему лицу. Естественно, что любой родитель даст благословление своему ребенку, но его надо заслужить не только от родителей, но и от старца или уважаемого человека. Большое внимание уделялось в процессе воспитания уважительно отношения к родителям, долг каждого ребенка выполнить долг перед родителем.

Обратный случай, в порыве гнева, когда родитель обижен могут давать «Терic бата» - это проклятие в сердцах произноситься со сложенными вместе кистями рук, только в отличии от жеста «Кол жаю», тыльной стороной ладоней вверх.

После смерти предков вспоминают, называя их «Аруак» (Душа предка). «Олi риза болмай, тiрi байымайды» (Пока умерший не получит почет, живой не разбогатеет) - говорит казахская пословица.

Казахи не должны забывать своих предков и периодически вспоминать их устраивая поминки по умершим предкам. Для этого приглашают гостей – родные и близкие люди, соседи и знакомые. После застолья читаются суры из Корана, приглашается мулла или тот который умеет это делать. Чтение Корана завершается обрядом «Бата беру» с жестом «Кол жаю». Так собравшиеся благословляют хозяина дома за поминовение предков, желают ему здоровья и успехов в жизни.

Общие нормы и мировоззрения, сходство интересов способствовали к взаимопониманию и хорошим связям. Живя в трудных условиях кочевой жизни, родители и семья находили силы воспитанию и заботе о детях. Женщины рожали, столько детей сколько им даровала судьба и растила их достойными членами семьи. С раненного детства дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи и всячески помогали родителям. Все семьи почти были многодетными.

Вырастив и воспитав своих детей, родители должны были, выдать замуж своих дочерей, женить сыновей. Конечно, семейные отношения укрепляло рождение детей. Это является праздником для все семьи, в первый день после рождения собиралась вся семья этот праздник именуется «Шілдехана». Считалось, что поздравления близких это своего рода, охрана близких людей от злых духов. До сорока дней, ребенка показывали только родным и близким, боясь сглаза. Во всех праздниках семья обычно собирается в доме родителей и это тоже не проста, так как именно в это время вся семья собиралась под одним «Шаныраком» и объединяла всех.

Юсуф Баласагуни отмечал, что человека следует учить всему с юных лет, ведь что «младенчестве познано, дети не смогут забыть, пока живы на свете». Он давал молодым родителям важнейший наказ: «Внушай сыну с детства благие науки. Кто с детства учен - все дано ему в руки».

Веками строилась система воспитания ребенка в семье. Особенно своеобразна тактика воспитания у казахов, где огромную роль оказывали не только родители, но и вся семья в целом, которая принимала активное участие в воспитании и социализации ребенка. Из данного материала мы видим, как же близки были отношения между родственниками, даже между очень дальними. В наше время круг общения между родственниками сокращается. С чем же это связано? Человек в наше время занят своей работой, даже порой бывает и такое, что родители мало уделяют внимание своим детям, не говоря уже о родных. Ранее казахские женщины были заняты воспитанием детей, мужа и приемами гостей. В нашем современном обществе женщина, стала более независимой. Не смотря на это, мы должны стараться сохранить те манеры общения и уважения между родственниками, которую построили наши предки так как в каждом из указанных наставлении, правил общении имеется очень глубоки смысл. Конечно, мы должны идти в темп со временем, но при этом не забывать своих родных и близких, стараться, что бы наши дети, так же знали своих предков и били в тесной взаимосвязи со своими родственниками.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Новое в образовании:

Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобра ...

Математический кружок как форма внеклассной работы по математике
Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиад должно быть предусмотрено планом работы учителя. Участие детей носит добровольный характер. Олимпиада проводится в 3 тура. В нача ...

Диагностика уровня развития орфографической зоркости
С целью выявления исходного уровня развития орфографической зоркости у детей с дисграфией был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальной площадкой для нашего исследования был логопункт средней школы №7, города Шуи. В эксперименте принимали участие дети с нарушением письменной речи (опти ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru