- ознакомление – включает в себя систему познавательных (викторины, дискуссии, лекции, диспуты, тематические беседы, экскурсии, массовые игры по станциям), развивающих (коллективные творческие дела, труд, спорт), тренинговых (сюжетно-ролевые, коммуникационные игры, игры на взаимодействие, межотрядные игры, тренинги общения) форм работы;
- привлечение – включает в себя организацию различных конкурсов (конкурс актерского мастерства, прикладного творчества, игр-аттракционов), создание (разработка) мастерских : прикладных (оригами, лепка, различные техники рисунка, аппликация и т.п.), творческих (театральная, песенная, игровая), организация игр на местности, проведение тематических и итоговых огоньков;
- погружение – включает в себя создание системы самоуправления (совет лагеря, дни самоуправления), организацию системы чередования творческих поручений (ЧТП), проведение занятий, направленных на познание детьми самих себя (тренинги, тестирование, релаксации), проведение различных ток-шоу, проблемных мастерских, мастер-классов творческих коллективов, организацию клубов по интересам, тематических и творческих вечеров, развлекательных мероприятий (дискотеки, просмотр кинофильмов, шоу-программы, праздники);
- закрепление – включает в себя проведение фестивалей творчества, гала-концертов, привлечение к участию в мероприятиях известных людей, выставку творческих работ, награждение отличившихся отрядов и детей (система личностного роста);
- передача опыта – включает создание условий для реализации подростком своего творческого, духовного, интеллектуального потенциала – подросток ставится в активную позицию, позицию организатора деятельности для других (КТД, конкурсы, викторины и т.п.).
Таблица №2
Сферы деятельности подростка в детском оздоровительном лагере
Виды деятельности |
Формы работ, с помощью которых дети включаются в деятельность |
интеллектуальная |
обучение, проблемные мастерские, лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия, викторины, дискуссии, диспуты |
практическая |
профессионально-творческая работа, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки |
художественная |
прикладные мастерские, музыка, театр, живопись, импровизация |
спортивно-оздоровительная |
купание, прогулки, спорт, туризм |
досуговая |
игровые формы творческого развития, отдых, самообразование, саморазвитие, развлечения, праздники, творчество. |
Исходя из того, что мы говорим о многообразии различных видов и форм деятельности в загородном лагере, можно сделать вывод, что у подростка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих потребностей и возможностей и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные (см. таблицу №2). Обращаясь к теоретическому материалу, мы видим, что учет социально-психологических свойств подростков в загородном лагере, их быструю восприимчивость к новому, интересному, способность полностью отдаваться делу приводит к самому главному выводу – необходимо помочь им выбрать правильно и полно виды деятельности, чтобы проявить свою активность в выборе форм досуга, способствующих решению определенных подростковых проблем, развивать свои творческие способности, приобрести опыт коммуникативного поведения в досуге.
Новое в образовании:
Возрастные особенности детей раннего возраста
В возрастной психологии период жизни ребенка от одного года до трех лет называют ранним возрастом или периодом раннего детства. В этом возрасте ребенок осваивает общественно-выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодей ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
третьего уровня
Общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонен ...
Подготовка, проведение экспериментальной работы
На основе анализа программ, учебного материала, научной литературы нами был сделан вывод о том, что при систематическом использовании на уроках географии межпредметные связи имеются большие возможности для повышения качества обучения. В порядке экспериментальной работы мы решили выявить уровень зна ...