Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:
когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «началось», « я сный».) Здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;
при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова «брат», «попросил», и др. Многочисленные ошибки такого типа объясняются фонетическими особенностями слогораздела на стыке предлога и следующего слова. Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом - «ветки елии сосны».Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более: «баличудные дни», «светитлуна».
Своеобразные ошибки смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них - «у дедмо Рза»- У деда Мороза.
В некоторых случаях слияние слов как бы провоцируется наличием одноименной буквы в составе смежных слов - иначе говоря, ребенок сбивается с замысла, проговаривая при письме слова: на «общем» звуке переходит на следующее слово. При этом имеет место пропуск части первого слова: каждый день - «каждень», было лето – «былето».
Случаи грубого нарушения звукового анализа находят выражение в контаминациях слов: была зима - «блзм».
Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования. Так, при попытке подбора проверочных слов для прояснения конечного согласного звука создаются несвойственные языку образования: лед - «ледик», мед- «медик».
Образуя существительные посредством суффикса –ищ-, ученики 2-3 классов часто не учитывают чередование согласных в корне и даже после устного анализа пишут: рука – «рукища», нога- «ногища».
Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи по типу явлений прогрессивной и регрессивной ассимиляции и носит соответственно названия: персеверации (застревание) и антиципации (упреждение, предвосхищение): согласный, а реже гласный- заменяет вытесненную букву в слове.
Примеры персевераций в письме:
А) в пределах слова: «магазим», «колхозниз».
Б) в пределах словосочетания: «у деда Модоза».
В) в пределах предложения: « Девочка кормила петуха и курм».
Примеры антиципаций в письме:
А) в пределах слова: «на девевьях», «дод крышей».
Б) в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки».
Возможна персеверация и антиципация слога: «стутупали»- ступали, «спуспуклись»- спускались.
В основе ошибок указанных двух видов лежит слабость дифференцировочного торможения.
В основе ошибок фонематического восприятия лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:
нестойкости соотнесения фонемы с графемой, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы;
нечетком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные, лабиализованные гласные, сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.
Новое в образовании:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
По своей сути любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сферах жи ...
Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников
Среди основных факторов формирования здоровья детей и их успеваемости важное значение принадлежит суммарной учебно-воспитательной нагрузке. Модернизация образовательной системы пока не даёт никаких оснований говорить о том, что происходит её снижение. Значительная часть образовательных программ (бо ...
Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
Передача содержания прочитанного или прослушанного литературного произведения включает в себя восприятие, понимание прочитанного, его запоминание и речевое оформление. Процесс сжатого пересказа является сложным процессом для учащихся общеобразовательной школы, тем более он вызывает большие затрудне ...