Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции (т.е. исключаются случаи оглушения звонких и озвончения глухих в соответствии с орфоэпическими нормами):
Д-Т- «тавно», «медет вьюга», «долстое бревно», «втрук».
З-С- «кослик», «вазилек», «привосит».
Б-П- «попеда», «бодарил», «балатка», «польшие».
В-Ф-«портвель», «ворточка», «картовель», «вавли».
Г-К- « долко», «клавный», «досга», «кокда», «собага».
Ж-Ш- «шдет», «жумно», «жижки», «ложадь», «снешок».
Лабиализованные гласные:
О-У- «звенит рочей», «сизый голобь», «дедошка»
Ё-Ю- «клёква», «самолют».
Заднеязычные:
Г-К-Х- «черёмука», «гороговый».
Сонорные:
Р-Л- «хородный», «смерый», «крюч».
Й-Л- «тут бывалет и солька»- тут бывает и сойка…
Свистящие и шипящие:
С-Ш- «шиски», «шажали», «пушиштый»,
З-Ж- «жажгли», «скажал», «зелезо»,
С-Щ- «нещёт», «сенок», «сетка».
Аффрикаты:
Ч-Щ- «хичный», «щасто», «стущал»,
Ч-Ц- «сквореч», «чапля», «цястый»,
Ц-Т-«пцицы», «цвецет», «Пеця».
Дополнительные затруднения возникают у детей при реализации моторного акта, что выглядит как нарушения каллиграфии: при написании отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение их элементов, нарушение наклона в 65 градусов приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы.
Письмо в этом случае рассматривается как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру [16,с.24].
Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком. Профессор Н.А. Бернштейн отмечал, что акт скорописи в сформированном виде включает ряд факторов: общий тонический фон руки и всей рабочей позы; вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, реализацию начертательной стороны письма (контуров букв и того, что составляет существенную часть почерка). В акте письма имеют место движения кончика пера по поверхности бумаги.
Траектория кончика пера при письме не тождественна движениям кончиков пальцев, направляющих перо. «Точные цикло – грамметрические наблюдения движений письма – пишет Н. А. Бернштейн – показывают, что даже кончики пальцев, ближайшие к перу, совершают движения не плоскостные и настолько отличные от движения пишущего острия, что след их уже недоступен прочтению…Каждый ребенок, независимо от применяемого к нему метода обучения, неизбежно проходит через несколько фаз. На первом этапе обучения школьник пишет крупно, так как чем крупнее письмо, тем проще и доступнее перешифровка. Только благодаря изучению перешифровки ребенок выучивается переносить на кончик пера зрительные, а потом и проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечивать кончику пера любую траекторию. Благодаря этому постепенно уменьшается размер выписываемых букв.
Поэтому при овладении навыком правильного письма выделяют следующие задачи: 1. Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки.
2. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, верхняя, нижняя линейка, клеточка).
3. Ознакомление с правилами письма: пишут слева направо, последовательно заполняют страницу, сохраняя расстояние между ними.
Новое в образовании:
Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного
интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес ...
Образование как система и как педагогический процесс
Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федер ...
Принцип доступности
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Не надо забывать и о том ...