Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи; это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, и представляет собой вид временных связей второй сигнальной системы, то формирование ее происходит только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы ее складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев).
А.Р.Лурия определял письмо как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегание вперед, повторов и т.д.).
Собственно письмо включает ряд специальных операций:
анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Определение последовательности звуков в слове, уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы. Эти процессы протекают сначала осознано, а затем автоматизируются.
2) Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов.
« Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы). Перешифровка осуществляется в третичных зонах коры головного мозга (теменно-височно-затылочная область).
В современной методике обучения письму лежит звуковой аналитико-синтетический метод.
Грамотный человек не замечает технических операций, которые выполняет в процессе письма. Все его внимание сосредотачивается на содержании письменной речи, ее понимании при чтении или продуцировании при письме. Нормальный ребенок в большинстве случаев подготовлен к началу школьного обучения. У него хорошо развиты фонематический слух и зрительное восприятие, сформирована устная речь. Он владеет операциями анализа и синтеза на уровне восприятия предметов и явлений окружающего мира.
У детей с дисграфией формирование операций письма происходит медленнее. Это связано с тем, что не все анализаторы (речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный), принимающие участие в образовании письменной речи, у ребенка сформированы, либо их работа не взаимосвязана.
Недостатки анализаторной деятельности влекут за собой недостатки в орфографической зоркости. Ребенок не может правильно и вовремя обнаружить орфограмму и грамотно оформить высказывание, записать слово или предложение.
Проблемы в распознавании орфограмм приводят к формированию неправильного орфографического навыка, механизм которого закрепляется и превращается в стереотип.
При анализе ошибок на письме у младших школьников можно выделить самые характерные из них. Распространены ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (дифференциации фонем). В эти случаях может происходить замена букв: обозначающих мягкие и твердые, глухие и звонкие согласны. Ошибки, связанные с несформированностью фонематического и слогового анализа: пропуски гласных и согласных, добавление букв, перестановка букв, пропуск слогов, перестановка и добавления слогов. Также существуют ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры отдельного предложения: слитное написание слов, раздельное написание слова, пропуск слова. Отмечаются частые пропуски точек в конце предложения, замены заглавных букв на строчные; ошибки в написании безударных гласных, гласных после шипящих, выполнении заданий на правописание непроверяемых слов.
Новое в образовании:
Принцип компьютеризации обучения
Быстрое развитие электронных вычислительных машин привело к тому, что ими начали интересоваться и как средством дидактической работы. Оказалось, что компьютеры можно использовать не только для быстрых и сложных расчетов, но и для сбора и переработки информации, непосредственно пригодной для дидакти ...
Условия и средства развития художественно-творческих способностей
Употребляя словосочетание «способные дети», мы тем самым подчеркиваем, что существует некая особая категория детей, качественно отличающихся от сверстников. В специальной литературе постоянно и много пишут об их исключительности. Не касаясь содержательной стороны этих обсуждений, отметим, что такой ...
Особенности развития речи детей раннего возраста
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и позна ...