На сегодняшний день многие положения общеобразовательного курса информатики вполне определены. Большинство авторов полагают, что информатика не сводится к computer science, а является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методы и средства автоматизации этих процессов. При этом при формировании содержания обучения информатике с необходимостью должно выполняться системное условие: сбалансированное сочетание предметного и деятельностного аспектов.
Соотнесение информатики с естественнонаучной дисциплиной привносит в нее логику, свойственную именно этой дисциплине и отражающую основные этапы дознания: предмет познания (феномен), инструмент познания (как правило, это модель), область применения (где используются результаты познания).
Исследования, проведенные в лаборатории обучения информатике Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), позволили раскрыть названную триаду в применении к информатике. Было показано, что основным феноменом, отражающим информационный компонент реальности, являются информационные процессы, основным инструментом познания - информационные модели, а областями применения, которые целесообразно рассмотреть в рамках общеобразовательной школы, - сферы управления, технологий, социума.
Эта концепция легла в основу Общеобразовательного стандарта по информатике 2004 г., который впервые зафиксировал общеобразовательный (а не технологический) статус информатики, а также послужила основой разработки содержания обучения информатике в основной школе. На этой платформе был разработан учебный комплект для основной школы в рамках программы "Академический учебник" (авторы: А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, Э.В. Миндзаева).
Однако развитие предмета информатики далеко от завершения. Ее рассмотрение как технологической и естественнонаучной дисциплины далеко не исчерпывает ее образовательного потенциала. Напротив, как показывают многочисленные философские, социологические и педагогические исследования, информатика отражает наиболее существенные тенденции современной культуры (точнее, информатика является одним из самых характерных проявлений этих тенденций). Данные тенденции самым решительным образом влияют на все аспекты современной цивилизации, в том числе на сферу образования.
Одну из важнейших тенденций современной жизни можно обобщенно передать одним термином - "виртуализация". Суть ее сводится к следующему.
Приблизительно с начала 20-х гг. XX в. стала набирать обороты тенденция, состоящая в конструировании некоего искусственного универсума, имеющего весьма проблемное отношение к реальному миру. Теоретической основой подобных конструкций явился так называемый основной тезис формализации о возможности принципиального разделения знака и обозначаемого им предмета. "Но одно - мысль, другое - дело, третье - образ дела. Между ними не вращается колесо причинности" - так в свое время иллюстрировал эту мысль Ф. Ницше. В современном мире знаки и составленные из них тексты приобрели решающее значение для науки, культуры и в целом для человеческой жизни. Именно понятие текста стало одним из ключевых понятий культуры XX в.
Новое в образовании:
Русские народные традиции и нравственно патриотическое воспитание
дошкольника
Для написания этого подраздела, был использован личный опыт работы в деском саду №8 “Светлячок”, находящийся в городе Егорьевске Московской области. Как уже говорилось в введении, что для написания этого подраздела были использованы личные записи ежедневного блокнота, который я вела во время работы ...
Анализ деятельности Дворца Детского Творчества Фрунзенского района
Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района – одно из крупнейших и старейших учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, создан в 1936 году как Дом художественного воспитания детей. Сегодня здесь занимаются около 6000 учащихся и работают 156 квалифицированных педагогов, ...
Лингвометодические основы обучения орфографии
Слово « орфография» состоит из двух греческих слов orhos (прямой, правильный) и grapho (пишу), что означает «правильное написание». Орфография – это система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм (Толковый словарь Ожегова). Это исторически сложившаяся система написаний, кото ...