Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Педагогика сегодня » Тематическое планирование школьного курса информатики » Теоретические основы преподавания информатики в общеобразовательной школе

Страница 2

Коротко общую ситуацию можно резюмировать следующим образом. Между человеком и окружающим миром (субъектом и объектом) лежит мир знаковых систем, которые являются необходимым элементом познания, общения, практической деятельности. Как нам представляется, с точки зрения образования важны следующие особенности этих систем:

С одной стороны, знаковые системы, возникающие в процессе познания, "дробят" окружающую человека целостную реальность на отдельные предметные области, каждая из которых имеет свою знаковую систему со своим синтаксисом и семантикой. С другой стороны, одной из задач образования является формирование у учащихся именно целостной картины мира. Разнообразие предметных знаковых систем создает серьезные трудности для решения этой задачи.

В современном мире знаковые системы имеют тенденцию превращения в самостоятельные объекты, которые образуют разнообразные виртуальные миры. Современные компьютерные технологии формируют идеальный инструмент для создания этих миров. Однако путешествия по виртуальным мирам (и не только компьютерным) очень далеко уводят человека от мира настоящего, что имеет негативные последствия для самого человека и для общества в целом. Более того, можно сказать, что виртуализация является вызовом (по терминологии А. Тойнби) существованию человеческой цивилизации в целом, поскольку виртуализация человеческого сознания (как образа мышления)"отлучает" человека от реального мира, что может иметь катастрофические последствия.

Система образования, как нам представляется, до настоящего времени не выработала адекватного ответа на вызов этой тенденции. Существует несколько причин такого положения дел, назовем наиболее существенные.

Виртуализация является могучим и "мягким" инструментом власти. В Окинавской хартии 2000 г. об этом сказано так: "Правительственные органы общаются с народом посредством информационных технологий". Широкое освещение принципов функционирования этих инструментов возможно только в условиях надвигающейся и уже осознанной опасности.

Не вполне выработана система понятий и представлений, с помощью которых можно было бы раскрыть смысл виртуализации. Вне этой системы понятий всякое обсуждение виртуализации принимает, характер скучного рассказа об этом явлении без понимания его причин и следствий.

Общеобразовательный предмет "Информатика" может сыграть ключевую роль в формировании вышеназванного ответа. Это связано, прежде всего, с тем, что именно в информатике выделен понятийный аппарат, позволяющий раскрыть основные стороны виртуализации и множества других феноменов социальной и культурной жизни.

Действительно, уже в образовательном стандарте 2004 г., который отражал преимущественно естественнонаучный и технологический подходы к информатике, сформировался понятийный аппарат, имеющий универсальный надпредметный характер. Именно этот аппарат может быть применен для объяснения широкого круга явлений из самых различных областей человеческой деятельности .

В современной методической литературе термины "надпредметный" и "общеучебный" очень часто рассматриваются как синонимы. Более того, существует также термин "универсальные учебные действия" (употребляемый, в частности, в Концепции стандарта второго поколения), который по смыслу приближается к значению предыдущих терминов. Всё это создает определенную путаницу, которая тем не менее отражает объективный момент изменения педагогических функций общеучебных умений при переходе к новой парадигме образования, ориентированной на освоение учащимися различных проявлений действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся
Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы. Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей? На этот счет есть много различных мнений педагогов, психологов. Несомненно, одно: чем шире у ...

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста
По мнению А.Н. Леонтьева ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется тремя продуктами. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или пере ...

Этюд «Ой, бычок»
(для театра кружек) Для проведения этого этюда потребуется кружка с изображением бычка. Ведущий должен прочитать потешку так, чтобы малышам понравился бычок и они захотели с ним «погулять» (поводить по столу). После проведения этюда нужно задать детям некоторые вопросы (см. ниже) по содержанию поте ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru