Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Страница 8

Квалификационная характеристика учителя составлена в терминах деятельности. В связи с этим считаем необходимым определить понятие «технологическая деятельность».

Технологическую деятельность мы понимаем шире, чем это было традиционно принято в педагогике. При этом мы опирались на определения понятия «техника», например, данное в советском энциклопедическом словаре под гл. редакцией А. М. Прохорова: «Техника (от греч. techne искусство, мастерство), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин «техника» употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека». В этом вопросе мы опираемся также на труды П. Р. Атутова, по мнению которого: «К анализу каждой совокупности техники можно подойти с точки зрения видов деятельности, которые выполняют работники, занятые в ней. Причем виды деятельности понимаются в самом широком смысле, куда входят знания и умения, а также способы решения производственно-технических задач».

При расширенном понимании технологии к содержанию технологической деятельности должна относиться не только работа с использованием технических устройств, но и методы, средства, технологические приемы профессиональной и учебной деятельности. Технологическую деятельность нельзя сводить только к использованию технических средств – это понятие значительно шире.

В профессиональном образовании будущего учителя политехническая и технологическая подготовка представляют два взаимосвязанных, но не тождественных процесса.

Расширив объем понятия «технологическая деятельность», профессиональную деятельность учителя технологии мы не сводим только к технологической, так же как понятия «технологическое образование» и «профессиональное образование» не являются тождественными. Рассмотрим их соотношение.

Ранее были перечислены составляющие технологического образования школьников. В системе высшего профессионального образования учителя мы считаем необходимым выделить следующие компоненты технологического образования:

1) знание теоретических научных основ современного производства (по направлению обучения);

2) ознакомление на практике с научными принципами современного производства (по направлению обучения);

3) знание особенностей общественных и производственных отношений;

4) реализация имеющихся знаний основ современного производств практической деятельности, в том числе для создания новых механизмов и технологий (например, определение оптимальных условий выполнения конкретной профессиональной деятельности; модернизация технологического процесса и т. п.);

5) формирование технологических компетенций и технологической компетентности.

Выделенные компоненты условно можно разделить на теоретические и практические.

В кандидатской диссертации Ю. С. Дорохина, выполненной под нашим руководством, дана следующая структура технологической компетентности учителя технологии:

Технологическая компетентность представляет собой единое целое – гештальт, который состоит из следующих компонентов (компоненты расположены по значимости):

1. Профессиональный (специальный) – ядро технологической компетентности – это совокупность знаний умений и навыков (компетенций) в образовательной области «Технология», а также способность учителя решать различные технологические задачи. Это фундамент формирования технологической компетентности. Без него технологическая компетентность не сформируется.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помога ...

Результаты экспериментального исследования по трудовому воспитанию в условиях предметно – практической деятельности
Анализ результатов методики "Перцептивное моделирование" дал нам возможность оценить уровня развития перцептивных действий моделирующего типа испытуемых. Данные предоставлены в таблице № 5. Основная (или нулевая) гипотеза . Различие между контрольной группой и экспериментальной группой по ...

Урок — основная форма организации педагогического процесса
С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru