Попытка определить такое сложное, понятие, на наш взгляд, заслуживает внимания, несмотря на некоторые недостатки.
Прежде всего, здесь имеется отход от ранее выдвинутого одним из авторов положения о том, что термин «подготовка» в отличие от термина «образование» следует употреблять для характеристики какого-либо этапа обучения. Об этом мы уже писали выше.
Более серьезное замечание связано с подменой одного понятия другим, еще менее определенным – «техническая картина мира». Можно согласиться с тем, что техническая картина мира вместе (с физической картиной мира (это понятие довольно подробно разработано В. А. Извозчиковым) являются важными компонентами мировоззрения учащихся. Однако нельзя принять утверждение о том, что техническая картина мира, т. е. составная часть мировоззрения, является основой при подготовке к технической деятельности, ее формирование должно быть одним из результатов школьного обучения.
Нужно также отметить, что проблемы формирования мировоззрения учащихся, развития их технических творческих способностей, а также таких качеств личности, как техническое мышление и технические способности, всегда считались важнейшими в политехническом обучении. Тем самым, по нашему мнению, приведенное определение не дает основания для разделения рассматриваемых понятий.
Выделить общетехническую подготовку в качестве целостного педагогического процесса в системе общего и профессионального образования целесообразно по следующим соображениям.
В условиях резкого возрастания роли современной техники во всех сферах человеческой деятельности, включая культуру, образование и досуг, в нашей стране и во многих странах мира в число обязательных школьных предметов включают изучение техники и производства. При этом существенно, что технические дисциплины являются самостоятельными учебными предметами, такими, как, например, «основы информатики и вычислительной техники», а не практическим приложением к естественным наукам.
Научно-технический прогресс и задачи совершенствования общего и профессионального образования сделали актуальной проблему теоретической разработки и практического использования общенаучного и общетехнического уровня знаний.
Общетехническая подготовка рассматривается нами в качестве составной части значительно более общей концепции технологического образования. Соответственно изучение техники, проводимое в рамках самостоятельных вузовских дисциплин, в том числе интегративных, должно строиться с учетом необходимости обеспечить преемственность с научно-техническими дисциплинами, обеспечивающими технологическую подготовку.
Выделение технологической подготовки в качества самостоятельной педагогической концепции соответствует общеизвестной тенденции дифференциации наук. Этот процесс связан не только с современным уровнем техники и возросшими требованиями к уровню ее изучения в школе и в вузе, но и во многом с высокой степенью развития концепции политехнического образования.
Если сравнить обе концепции так, как мы их представляем, то технологическая подготовка не полностью поглощается политехническим образованием, ее специфической областью являются специальные технологические школьные предметы, например, такие, как «информатика и вычислительная техника», предмет «техника» по экспериментальному плану, факультативный курс «радиоэлектроника, автоматика и элементы ЭВМ», интегративные курсы с производственно-техническим и экологическим содержанием. Важной стороной общетехнической подготовки является формирование общенаучных и общетехнических понятий, усвоение обобщенных технологических методов и приемов формирования технологических компетенций.
Новое в образовании:
Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в
сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя
Существует распространенное мнение, что основной задачей технологического образования уже на школьной скамье является формирование профессиональных навыков. Однако многие исследователи подчеркивают, что в современных условиях технологическое образование нужно рассматривать как процесс и результат у ...
Сущность
понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки мас ...
Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических
компетенций и компетентности будущего учителя
Изменение цели образования в компетентностной парадигме привело к изменению всего образовательного процесса высшей школы. Если в области содержания подготовки специалистов специфика предложенной концепции формирования технологической компетентности учителя заключалась в универсализации, интегративн ...