Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя

Страница 5

В концепции В. Г. Зубова подчеркивается роль научных знаний, высокий уровень изучения которых обеспечивает полноценную политехническую подготовку. При этом не рассматриваются другие пути приобретения обобщенных технических знаний и умений – трудовое обучение, производительный труд, внеклассная работа по технике и т. д. Кроме того, имеются в виду только знания, входящие в традиционное понятие «основы наук». Возможности нового предмета «основы информатики и вычислительной техники» не рассматриваются, не предполагается также изучение, даже факультативное, интегративных курсов по основам техники.

В основу личностно-деятельностной концепции П. И. Ставского положена модель деятельности рабочего индустриального производства. В методологическом плане концепция интересна, однако многие из конкретных рекомендаций по определению «перспективных компонентов деятельности», «сквозных профессий», «обобщенных политехнических умений» и другие устарели.

Дидактическая концепция отраслевого политехнизма на основе трудовой подготовки, в основном в области машиноведения и металлообработки, разработана И. А. Жиделевым и Д. А. Эпштейном.

Концепция профессионально-политехнической подготовки разработана С. Я. Батышевым, на ее основе создана система трудового и профессионального обучения в существующей средней школе.

Основу концепции П. Р. Атутова составляет положение о функциональной природе политехнических знаний. При этом рассматривается система политехнических знаний, обусловленная только содержанием учебных предметов школьного курса, в основном физики.

В рамках существующих концепций рассмотрены следующие основные проблемы:

– политехническое образование и всестороннее развитие личности школьника;

– исследование проблем политехнической подготовки и профессиональной ориентации молодежи;

– реализация принципа политехнизма в основных учебных предметах;

– дидактические проблемы политехнического трудового обучения;

– принципы отбора политехнических знаний и умений, политехнический аспект межпредметных связей;

– социально-экономический аспект политехнической подготовки.

Уже сам перечень проблем, концепций и многочисленных педагогических исследований свидетельствует о том, что практически все, что имеет хотя бы какое-либо отношение к изучению техники в средней школе, – это, прежде всего, трудовое профессиональное обучение, и связанные с ним проблемы подготовки к трудовой деятельности, технические аспекты школьных естественнонаучных дисциплин, развитие технического творчества учащихся, воспитательные стороны этого процесса и многие другие более конкретные теоретические и практические вопросы рассматриваются в рамках концепции политехнического обучения. В подобной ситуации казалось бы трудно найти место для гораздо более новой концепции общетехнической подготовки.

Однако в работе, специально посвященной сравнительному анализу рассматриваемых понятий, отмечается, что «политехническое образование и политехническая подготовка – это два ведущих понятия, с помощью которых ведется описание процесса формирования личности, способной к высокопроизводительному труду в условиях непрерывно меняющейся техники и технологии».

Отметив недостаточность и противоречивость в использовании понятия «общетехническая подготовка» в работе В. С. Леднева , а также его ограниченность в трактовке В. В. Шапкина, авторы приводят следующее определение общетехнической подготовки: «Таким образом, сущность общетехнической подготовки можно выразить следующим определением: это процесс подготовки учащихся к технической деятельности на основе формирования в их сознании технической картины мира как важнейшего элемента мировоззрения и развития таких качеств личности, как техническое мышление и технические способности». Практически такое же определение приводится в более поздней работе одного из авторов .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Деятельностное познание мира средствами оригами
«Как работают руки, так думает голова» А.В. Луначарский. Исходя из концепции Луначарского, что ручной труд опережает все другие занятия в школе, или, по крайней мере, начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностям ...

Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т.е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Теория Ллойда Демоза и других ученных, разделяющих ее, утверждает, что реальным базисом для пон ...

Понятие семейного воспитания
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru