Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Страница 3

– осознает и принимает необходимость анализировать диалектику развития технологических явлений в системе социально-экономических отношений, определяющих ситуацию в обществе;

– овладел технологическими знаниями, обеспечивающими ориентировку в меняющихся условиях производственной деятельности и производственных отношений;

– усвоил совокупность знаний о технологических проблемах современного образования;

– творчески относится к содержанию профессиональной, трудовой технологической деятельности, обладая развитой способностью к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению, доказательству и опровержению, формулированию и проверке гипотез, обоснованию своих утверждений и упорядочению знаний, ведению дискуссий, постановке проблем и поиску их решения, организации работы с простейшими орудиями труда;

– ориентируется в различных областях знания, в теории и методике предметов технологического цикла;

– обладает развитыми умениями формировать научную технологическую картину действительности, оперировать категориями техники, технологии и основными понятиями технических наук, опровергать антинаучные позиции в области политехнизма.

Способы проявления технологической направленности и реализации технологического мышления в деятельности педагога также выступали в качестве значимых характеристик сформированности его технологической компетентности, что проявляется в таких показателях, как: осознание системы принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности в области техники и технологии, отношение к способам деятельности с орудиями труда и деятельности в целом; факт реализации способов трудовой технологической деятельности. В соответствии с этим в деятельности учителя проявляются: – установка на преобразование технологической теории в метод познавательной деятельности учащихся; – стремление выявить единство и преемственность технологического знания в его историческом развитии; – критическое отношение к положениям, аргументации, лежащим в плоскости обыденного сознания; – установка на моделирование предметной деятельности, включенность в которую обеспечивает формирование у школьников технологических компетенций .

Сформированность технологической компетентности педагога предполагает выявление и использование своего личного потенциала как системообразующего фактора авторской педагогической системы, восхождение от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от типовых технологий – к личностно-креативным. Как субъект профессионально-технологической компетентности педагог обладает следующими критериальными и уровневыми характеристиками:

– диапазон профессионального педагогического и технологического мышления, его категориально-понятийный и концептуальный аппарат;

– ориентировка в сфере преподаваемого предмета (области знаний), уровень владения им, способность к трансформации предметного содержания в деятельностно-коммуникативную форму;

– мотивационная и практическая готовность к различным педагогическим функциям, объем и полнота реально обеспечиваемых функций (с учетом предметных компетенций);

– владение современными технологиями, выполнение различных педагогических функций (интеллектуально-развивающей, личностно-формирующей и др.), функций педагогического анализа, проектирования, экспертизы (в т. ч. на основе политехнического подхода);

– исследовательский потенциал в области техники, технологии и педагогики;

– саморазвивающаяся активность педагога .

Детальная разработка критериев и показателей сформированности технологической компетентности позволила установить их взаимозависимость.

Таким образом, в предпринятом исследовании в качестве показателей сформированности технологической компетентности личности учителя технологии были избраны: – осознание технологических ценностей; – дифференциация ценностей; – проявление установки на реализацию ценностей в профессиональной деятельности; – проявление потребности в профессиональной самореализации с учетом принципов технологии; – проявление отношения к ребенку как к субъекту трудовой технологической деятельности и развития; – овладение понятийно-терминологическим аппаратом техники и технологии; – проявление интереса к технологическим знаниям; – проявление установки на преобразование технологической теорий в методы трудовой деятельности; – проявление установки на моделирование технологической деятельности; – самосовершенствование личности и профессиональных компетенций; – овладение технологическими действиями и компетенциями.

Анализ существующих подходов к оценке результатов образования позволил выявить, что по отношению к образовательному процессу они группируются в основном по двум направлениям: на внешнюю и внутреннюю оценки.

В первой группе подходов реализуется один из важнейших принципов организации системы оценивания – вовлечение пользователей и заказчиков образовательных услуг, которые рассматривают результаты образования как определенный уровень подготовки, соответствующий запросам потребителей государства, работодателей, студентов и общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Гибкость
Гибкость определяется как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжен ...

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Виды межпредметных связей
География обладает большими возможностями применения межпредметных: связей благодаря своему промежуточному положению. В педагогической науке выделены такие основные виды связей по общности: 1. научные факты, касающиеся одного и того же объекта изучения; 2. понятия, теории, законы; 3. способы деятел ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru