Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Характеристика критериев, показателей и процедуры оценки уровней сформированности технологических компетенций и технологической компетентности будущего учителя

Страница 4

Подходы второй группы в большинстве случаев рассматривают оценку как параметр, характеризующий уровень освоения компонентов образовательной программы и всей программы в целом, а также формы и методы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. К первой группе можно отнести:

– Производственный подход (Е. А. Лебедева, И. Г. Шендрик и др.). Данный подход реализуется в ФГОС ВПО при разработке общих требований к основной образовательной программе и требований к уровню подготовки выпускника. В настоящее время наиболее перспективным направлением является подготовка специалистов для конкретных предприятий и учреждений на договорной основе. В этом случае очень четко оговариваются все требования к ООП, отраженные в перечне компетенций и компетентностей, которыми должен обладать выпускник. При этом практика проходит на предприятии или в учебном заведении, где будет работать выпускник, что позволяет ставить и решать учебные, учебно-производственные, производственные и исследовательские задачи. Также студенты знакомятся с современными образцами техники, технологическими процессами, материально-техническими и экономическими возможностями конкретных предприятий, кадровым составом и его научно-производственным потенциалом, оказывающим значительное влияние на создание новой техники и современных наукоемких технологий.

– Этический подход (В. П. Смирнов и др.) предусматривает замену существующей системы оценки результатов профессионального образования, функционирующей в каждом конкретном учебном заведении и имеющей отличительные особенности, на независимую экспертную оценку, проводимую с участием пользователей и социальных партнеров.

Данный подход представляет научный интерес, но для его реализации необходима более тщательная организационная проработка и последующая экспериментальная апробация, проведение которой потребует значительной реконструкции не только учебного процесса, но в большей мере разработки методологии проведения независимых экспертиз по оценке результатов профессиональной подготовки – сформированности социально-профессиональных компетенций и компетентности.

– Социально-педагогический подход (Д. С. Каримова и др.) понимает под оценкой процедуру определения степени и характера соответствия образовательной деятельности наиболее общим и социально ценным ожиданиям субъектов образовательного процесса. Он основывается на моделировании образовательной деятельности, позволяющем осуществлять социально-педагогический мониторинг на основе получения результатов диагностирования эффективности использования блочно-модульной структуры обучения и их сравнения с эталонными ожиданиями.

Ко второй группе подходов относятся:

– Информационно-констатирующий подход (В. С. Аванесова, С. М. Вишнякова, И. Е. Петровский и др.), рассматривающий оценку как процесс получения информации о результатах обучения, соответствующих требованиям, изложенным во всех нормативных документах, обеспечивающих качество подготовки обучающихся с учетом рынка труда и на основе ФГОС ВПО.

– Диагностико-обучающий подход (С. И. Архангельский, П. И Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.), трактующий оценку как анализ учебного процесса, позволяющий разработать рекомендации по его совершенствованию. В этом случае оценивание рассматривается как совокупность действий, направленных на выявление качественно-количественных характеристик процесса и результатов обучения, с установлением прямых и обратных связей между преподавателем и студентом.

– Рефлексивный подход (Н. В. Изотова, С. Н. Савельева, П. И. Третьяков, С. В. Фролов и др.), рассматривающий студента как активного субъекта процесса обучения и оценивания качества образовательных услуг, что позволяет сформировать теоретическую и практическую готовность к интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности.

Перечисленные подходы наглядно показывают, что в каждом случае оцениваются отдельные аспекты процесса и результатов обучения. В настоящее время наметились тенденции к объединению (интеграции) взглядов на процесс оценивания результатов обучения и существующих подходов как в теоретически-методологическом обосновании оценки, так и в практической ее реализации при научно-обоснованном соединении измерительных материалов разных подходов в одном инструментарии, что в значительной степени облегчит интерпретацию результатов оценки.

Развитие интеграционных явлений, наблюдаемых в системе образования, науке, технике и современных технологиях, отражают происходящий процесс интеграции нашей страны в мировую экономику и информационную среду. Проведение экспериментальных исследований, направленных на изучение влияния различных факторов эффективности, и условий, обеспечивающих повышение результативности и эффективности ООП, обусловлено сложностью многоуровневых, многокомпонентных объектов исследования, каким и является профессиональная технологическая подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Творческое воображение как психолого–педагогическаяпроблема
Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы. Творческим воображением называют самостоятельное созда ...

Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячих детей
Речевая деятельность, являющаяся процессом общения посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то же время является специфически обобщенной формой отражения действительности. Речевая компенсация ...

Освоение студентами навыков научно-методической деятельности
В новых условиях работы высшей школы все студенты должны активно участвовать в научно-методической деятельности, рассматривая ее как необходимое звено успешной подготовки к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Этим продиктовано включение в по специальности "Физич ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru