Подходы второй группы в большинстве случаев рассматривают оценку как параметр, характеризующий уровень освоения компонентов образовательной программы и всей программы в целом, а также формы и методы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. К первой группе можно отнести:
– Производственный подход (Е. А. Лебедева, И. Г. Шендрик и др.). Данный подход реализуется в ФГОС ВПО при разработке общих требований к основной образовательной программе и требований к уровню подготовки выпускника. В настоящее время наиболее перспективным направлением является подготовка специалистов для конкретных предприятий и учреждений на договорной основе. В этом случае очень четко оговариваются все требования к ООП, отраженные в перечне компетенций и компетентностей, которыми должен обладать выпускник. При этом практика проходит на предприятии или в учебном заведении, где будет работать выпускник, что позволяет ставить и решать учебные, учебно-производственные, производственные и исследовательские задачи. Также студенты знакомятся с современными образцами техники, технологическими процессами, материально-техническими и экономическими возможностями конкретных предприятий, кадровым составом и его научно-производственным потенциалом, оказывающим значительное влияние на создание новой техники и современных наукоемких технологий.
– Этический подход (В. П. Смирнов и др.) предусматривает замену существующей системы оценки результатов профессионального образования, функционирующей в каждом конкретном учебном заведении и имеющей отличительные особенности, на независимую экспертную оценку, проводимую с участием пользователей и социальных партнеров.
Данный подход представляет научный интерес, но для его реализации необходима более тщательная организационная проработка и последующая экспериментальная апробация, проведение которой потребует значительной реконструкции не только учебного процесса, но в большей мере разработки методологии проведения независимых экспертиз по оценке результатов профессиональной подготовки – сформированности социально-профессиональных компетенций и компетентности.
– Социально-педагогический подход (Д. С. Каримова и др.) понимает под оценкой процедуру определения степени и характера соответствия образовательной деятельности наиболее общим и социально ценным ожиданиям субъектов образовательного процесса. Он основывается на моделировании образовательной деятельности, позволяющем осуществлять социально-педагогический мониторинг на основе получения результатов диагностирования эффективности использования блочно-модульной структуры обучения и их сравнения с эталонными ожиданиями.
Ко второй группе подходов относятся:
– Информационно-констатирующий подход (В. С. Аванесова, С. М. Вишнякова, И. Е. Петровский и др.), рассматривающий оценку как процесс получения информации о результатах обучения, соответствующих требованиям, изложенным во всех нормативных документах, обеспечивающих качество подготовки обучающихся с учетом рынка труда и на основе ФГОС ВПО.
– Диагностико-обучающий подход (С. И. Архангельский, П. И Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.), трактующий оценку как анализ учебного процесса, позволяющий разработать рекомендации по его совершенствованию. В этом случае оценивание рассматривается как совокупность действий, направленных на выявление качественно-количественных характеристик процесса и результатов обучения, с установлением прямых и обратных связей между преподавателем и студентом.
– Рефлексивный подход (Н. В. Изотова, С. Н. Савельева, П. И. Третьяков, С. В. Фролов и др.), рассматривающий студента как активного субъекта процесса обучения и оценивания качества образовательных услуг, что позволяет сформировать теоретическую и практическую готовность к интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности.
Перечисленные подходы наглядно показывают, что в каждом случае оцениваются отдельные аспекты процесса и результатов обучения. В настоящее время наметились тенденции к объединению (интеграции) взглядов на процесс оценивания результатов обучения и существующих подходов как в теоретически-методологическом обосновании оценки, так и в практической ее реализации при научно-обоснованном соединении измерительных материалов разных подходов в одном инструментарии, что в значительной степени облегчит интерпретацию результатов оценки.
Развитие интеграционных явлений, наблюдаемых в системе образования, науке, технике и современных технологиях, отражают происходящий процесс интеграции нашей страны в мировую экономику и информационную среду. Проведение экспериментальных исследований, направленных на изучение влияния различных факторов эффективности, и условий, обеспечивающих повышение результативности и эффективности ООП, обусловлено сложностью многоуровневых, многокомпонентных объектов исследования, каким и является профессиональная технологическая подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства.
Новое в образовании:
Механизм самоорганизации образовательной среды
Поскольку предметом рассмотрения является моя образовательная среда педагогического университета как образовательного учреждения, то она, конечно, особым образом организуется. Другое дело, насколько осознанно и обоснованно это делается. Вместе с тем, очевидно, что в ней существуют и механизмы самоо ...
Характеристика социальных детей-сирот разного
возраста
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замед ...
Проблема адаптации в современной социально-педагогической и психологической
литературе
Понятие "адаптация", возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на "стыках", "точках соприкосновения" наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем н ...