Концептуальные основы исследования формировались, исходя из его ценностного целевого назначения – определение изменений, которые могут быть осуществлены в педагогическом технологическом образовании с целью подготовки учителей к решению стратегических задач модернизации общего образования в сфере технологической подготовки школьников.
Концептуальные основы отражают:
– представления об основных моделях профессиональной подготовки специалиста в современном мире и конкретно учителя для современной российской школы;
– выделение в качестве главной цели технологической подготовки формирование технологической компетентности будущего учителя;
– понимание автором сущности понятий «профессиональная компетентность учителя», «компетентности», «компетенции», «технологическая компетентность»;
– логику становления профессиональной (в частности, технологической) компетентности и формирования компетенций в процессе педагогического технологического образования;
– научно-методическое обоснование компетентностной парадигмы, применительно к профессиональному педагогическому образованию (на примере технологической подготовки учителя технологии).
– ключевую идею о том, что технологическая подготовка будет высокого качества, станет основой всей профессиональной подготовки специалиста по технологии, если при отборе содержания образования придерживаться определенной системы принципов и создать необходимые дидактические, организационно – педагогические и психолого-педагогические условия для реализации этого содержания.
Содержание технологической подготовки выступает в единстве теоретической и практической составляющих как система знаний, умений, навыков и компетенций. Теоретическая составляющая технологической подготовки включает усвоение понятий, законов, принципов и закономерностей технологических процессов. Практическая составляющая служит средством воздействия на личность студента, формирования профессиональных компетенций, мотивов, эмоций, выступая как достояние преподавателя и студента (технологии, процедуры, методы, формы технологической деятельности). Она представляет собой систему понятий и закономерностей, действий и компетенций, которыми студент практически оперирует в процессе технологической подготовки.
Анализ содержательного фонда технологического мышления учителя позволил выделить ряд его особенностей: многокомпонентность, разнохарактерность состава знаний; наличие своеобразных, практически направленных синтезов, основанных на объединении компонентов знаний из областей наук, обслуживающих технологическую деятельность, соотнесенных с ее потребностями; подвижность, постоянное обновление и переконструирование компонентов знания в соответствии с ускорением социально-экономического развития общества и школы, с решением тех или иных практических задач; наличие специфических и сложных операционных структур и их систем, обусловленных многообразием предметных областей технологического знания.
Именно интеграционные процессы позволяют обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения систематизирующих научных технологических идей, которые пронизывают обучение по всем предметам, способствуя формированию профессиональных компетенций и технологической компетентности.
Под технологическими компетенциями мы понимали сформированную в личном опыте студентов на основе знаний способность выполнять определенную технологическую деятельность.
В этом определении раскрывается практически-действенная природа технологических знаний, которые не только являются потенциальным запасом, но и реализуются в комплексе определенных действий.
Профессиональные технологические компетенции в нашем исследовании выделены на основе анализа и синтеза всех исследований и собственных экспериментальных работ. Их спецификация и последовательность основываются на решении педагогических технологических задач различного класса.
В качестве высших факторов воздействия на повышение эффективности технологического образования автором обобщены и исследованы дидактические условия, отвечающие личностно-развивающей направленности и деятельностной детерминированности технологического образования, к которым относятся:
1. Совершенствование цели и содержания обучения.
2. Использование новых методов и приемов обучения, обеспечение его новыми средствами обучения.
3. Использование активных методов обучения, чему в первую очередь способствуют постоянно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии.
4. Создание на занятиях проблемных ситуаций и решение связанных с ними профессиональных задач.
5. Разработка нового и совершенствование существующего дидактического материала и индивидуальных заданий.
6. Периодическое осуществление связи новых видов технологической деятельности с личным опытом студента.
7. Установление межпредметных связей в процессе технологического обучения студентов.
8. Постоянное пополнение и закрепление знаний студента.
Новое в образовании:
Сущность и характеристика творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». «Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческ ...
Формирующий эксперимент
В результате констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития орфографической зоркости у детей с дисграфией. Нами была разработана коррекционная программа по развитию орфографической зоркости детей с дисграфией с учетом индивидуальных особенностей детей, которая положена в основу формирующ ...
Свойства древесины как материала
декоративно-прикладного искусства
Древесина обладает прекрасными художественными качествами. Умелый резчик выявляет и усиливает их, а неумелый — портит или прячет. Рисунок на плоскости среза древесины — ее текстура может быть либо выявлена и усилена, либо скрыта, завуалирована. В зависимости от характера изделия текстуру в одних сл ...