Особое внимание в эксперименте отводилось дифференцированному подходу.
Дифференциация обучения представляет собой учет индивидуальных особенностей обучаемых в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
В процессе технологической подготовки учителя технологии нами были реализованы три варианта дифференциации: на основе отдельных особенностей или комплексов этих особенностей студентов, обучающихся по нескольким различным учебным планам и программам; внутригрупповая дифференциация учебной работы; прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе.
Первый вариант дифференциации предполагал создание учебных групп, различающихся целями, методами, содержанием, временем технологической подготовки на основании учета особенностей профессиональной специализации, познавательных интересов, потребностей и способностей студентов, сформированности у них технологических компетенций. Дифференциация затрагивала как организационные формы, методы, и содержание, так и соотношение отдельных компонентов содержания технологической подготовки в зависимости от целевых ориентации этой подготовки.
Внутригрупповая дифференциация предварительно требовала изучения различий познавательной деятельности будущих учителей и условного подразделения их в зависимости от уровня учебной мотивации, развития технологических компетенций, познавательных интересов, рефлексии и др. на мобильные микрогруппы для проведения специальной работы с каждой из них. Учебный материал структурировался на отдельные блоки (циклы), оснащенные системой вопросов и заданий различного уровня сложности, а также итоговыми тестами для проверки качества усвоения.
Третий вариант дифференциации, получивший название «вертикального дифференцирования», означал прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: быстрее, либо медленнее, чем основная часть обучаемых.
Дифференциация и индивидуализация технологической подготовки реализовывались на операциональном уровне через организацию самостоятельной работы студентов.
В процессе эксперимента мы отслеживали, какое влияние оказывал вузовский учебный процесс а) на развитие ранее заложенных основ профессиональных компетенций; б) на появление новых профессиональных компетенций. Нас особо интересовали такие категории, как выделенные нами компетенции: расчетно-графические, проектно-конструкторские, технико-технологические, производственно-технологические, пректно-технологические, предпринимательские, эксплуатационные, сервисного обслуживания, организационно-управленческие, учебно-технологические, производственные, практико-деятельностные, экспериментально-исследовательские, творческо-конструкторские, научно-исследовательские; общая, профессиональная и педагогическая эрудиция; положительная мотивация; педагогические умения; проявление индивидуального педагогического стиля и т. д.
Под профессиональной эрудицией мы понимали овладение педагогической и специальной теорией: а) представленной в контексте наук о технике и технологии; б) раскрываемой системой психолого-педагогических дисциплин; в) обеспечивающей целостное видение педагогического процесса и готовность к реализации подготовки школьников к трудовой технологической деятельности.
Условиями максимальной успешности формирования технологических компетенций при овладении технологической теорией явились: овладение и применение студентами рациональных приемов познавательной деятельности; высокая результативность процесса обучения, которая обеспечивалась за счет того, что формирование структуры деятельности студентов находилось в поле внимания преподавателя как целеполагающая задача, определяющая стратегию и тактику его деятельности; наличие у студентов стремления к приобретению компетенций; наличие у студентов познавательной мотивации, связанной с мотивацией профессиональной.
Несомненно, что при одновременном решении образовательных задач и задач формирования технологических компетенций будущего учителя учебный процесс становился все более сложным по своим задачам, интенсивности и содержанию. Он требовал глубокого осмысления преподавателями закономерностей студенческой учебно-познавательной и технологической деятельности, а также влияющих на формирование педагогической теории и опыта принципов и методов обучения и формирования технологической компетентности будущих педагогов.
Для проведения эксперимента было использовано следующее дидактическое обеспечение:
1) научно обоснованная концепция формирования технологических компетенций будущего учителя в системе высшего педагогического образования, включающая логическую цепочку курсов технологических дисциплин;
2) учебно-методические комплексы по всем дисциплинам технологической подготовки;
3) курсы лекций основных технологических дисциплин;
4) методические указания к семинарам, ЛПЗ, педагогическим и учебным технологическим практикам;
Новое в образовании:
Образовательные системы дошкольных учреждений
Существует различные виды образовательных систем, программ, альтернативные технологии дошкольного образования. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. В связи с этим дошкольным образовательным учреждениям России, работавшим до1989 года по ...
Индивидуальный подход в процессе обучения: основные
положения и понятия
Индивидуализация понимается как практическая организация педагогического процесса, строящаяся на индивидуальном подходе в процессе обучения. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса бучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. ...
Создание малоотходного и безотходного производства
Радикальное решение проблем защиты от промышленных отходов возможно при широком внедрении малоотходных технологий. Часто используют понятие "безотходная технология". Это неверный термин, так как безотходных технологий не существует. Под малоотходной технологией понимается такая технология ...