Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 15

Важным условием профессиональной подготовки студентов в условиях моделирования типичных технологических ситуаций является правильный подбор задач-моделей.

Полифункциональность технологической деятельности, большое количество объектов и субъектов, а также этапов технологических процессов, возможность существования различных дидактических задач в учебном процессе вуза, а также вариативность организации процесса обучения в вузе определили выделение различных основ, по которым осуществлялась классификация технологических задач.

Результатом первого этапа исследования явилось составление типологии межпредметных учебно-технологических задач (МУТЗ).

Мы утверждаем, что в основе их классификации должны лежать типичные, наиболее распространенные затруднения исполнителей, встречающиеся в реальной практике, и, шире, – наиболее общие типы задач, решаемых в области технологии. Вторым основанием классификации задач стала широта технологических ситуаций, то есть количество объектов, факторов, условий моделируемого технического процесса.

Особую группу составляли задачи на конструирование предметного содержания практической технологической деятельности учащихся. Они включали задания на обоснование выбора материала, его технологическую обработку, подбор необходимого технологического оборудования и оснастки. Эти задачи носили как условно технологический, так и технико-методический характер. Например, межпредметные учебно-технологические задачи по курсам: «Детали машин», «Материаловедение», «Обработка конструкционных материалов», «Эксплуатация техническое обслуживание и ремонт автомобиля», «Основы строительного дела», «Сопротивление материалов»:

– «Осуществить выбор материалов и методов их обработки для изготовления шкивов ременных передач».

– «Осуществить выбор материалов и конструктивных параметров железобетонных конструкций и технологии их изготовления».

Другие задачи, проектно-конструкторского содержания, направлены на проектирование изделий и технологических процессов их изготовления и сборки.

Например, «Разработать технологию сборки сопрягаемых деталей (вал шестерня) с помощью шпоночного соединения».

В соответствии с этапами технологической деятельности, мы выделили:

1. Задачи аналитического характера (по технико-экономическому обоснованию выбора технологии в направлении энерго- и ресурсосбережения). Например:

– «На основании технико-экономического анализа выбрать технологию восстановления детали».

– «Установить факторы, от которых зависит целесообразность выбранного способа восстановления детали».

2. Задачи организационно-управленческого характера (по проектированию производственных процессов с применением современных технологий, оборудования научной организации труда). Например, «Разработать график режима работы уборочно-моечного участка, участков ТО-1, ТО-2, текущего ремонта и агрегатного участка».

3. Задачи учебно-технологического характера (на передачу студентам знаний, проверку и корректировку их технологической деятельности). Например, «Используя общий вид и технический разрез топливного насоса автомобиля ВАЗ, выполнить следующее: 1) определить систему, в конструкцию которой относится данный прибор; 2) обозначить номера позиций на рисунках согласно предлагаемому пронумерованному списку деталей; 3) разработать технологический процесс замены диафрагмы данного прибора в следующей последовательности: … ».

Нами были выделены также группы задач по уровню их сложности.

По степени сложности выделялись задачи-упражнения, используемые для отработки отдельных действий и навыков, и задачи-проблемы, в которых в процессе моделирования сложных технологических ситуаций формируются технологические компетенции.

При проектировании задач и методик их решения и оформления результатов, разработанные нами, межпредметные учебно-технологические задачи подразделялись на семь видов.

1. Задания с выбором наиболее полных ответов. В таких заданиях среди ответов нет неправильных. Для ряда вопросов потребуется выбрать более одного ответа. В данном случае студенту необходимо «сконструировать» ответ.

Например, в задании необходимо дать определение понятий: «изнашивание», «износ» (ИН), «износостойкость» (ИС). Приводятся четыре варианта ответа: 1 – результат изнашивания, выражающийся в изменении размеров, объема, массы детали; 2 – процесс разрушения и отделения материала с поверхности детали; 3 – свойство материала детали оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения; 4 – процесс, проявляющийся в постепенном изменении размеров и формы детали. Правильный ответ записывается форме: ф. о. (форма ответа) «изнашивание» 2, 4; «износ» – 1; «износостойкость» – 3.

Ответ на первый вопрос состоит из двух частей, каждая из которых верна и дополняет друг друга («конструирование» ответа).

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Новое в образовании:

Использование телеконференций в работе библиотек
Телеконференция (ТКФ) являются одной из наиболее используемых и эффективных телекоммуникационных технологий. Они позволяют участникам самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие события, осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения, решать поставленные проблемы сов ...

Варианты подходов к формированию индивидуального стиля в классном руководстве
Индивидуальный стиль в классном руководстве понимается как целостная система операций педагогического общения, обеспечивающая эффективное взаимодействие учителя с учащимися и определяемая целями, задачами педагогической деятельности и свойствами различных уровней индивидуальности педагога. Система ...

Взаимовлияние образовательной среды на человека
Обширность образовательной среды педагогического университета предполагает, что она не исчерпывается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обучения. Очень важна та общая университетская среда, к которой относят традиции, морально-эмоциональный климат, атмосферу доброж ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru