Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Реализация экспериментальной дидактической системы формирования технологических компетенций и компетентности будущего учителя

Страница 17

Студенты учились различать технологические задачи основные и вспомогательные, способствующие достижению основных целей.

Не характеризуя сущность психологических механизмов преобразования дидактических знаний для творческого решения технологических задач и психологические механизмы формирования компетенций и проявления технологической направленности мышления, покажем, как с опорой на них велась работа с будущими учителями технологии по формированию и развитию у них технологических компетенций.

В целях тренинга технологической деятельности с учетом структуры (на уровне компетентностного состава) технологической компетентности мы выделяли:

1. Общетехнические задачи – (ОЗ).

1.1. Расчетно-графические – (ОЗ–1).

1.2. Проектно-конструкторские – (ОЗ–2).

1.3. Технико-технологические – (ОЗ–3).

2. Политехнические задачи – (ПЗ).

2.1. Производственно-технологические – (ПЗ–1).

2.2. Проектно-технологические (ПЗ–2).

2.3. Предпринимательские (ПЗ–3).

3. Специализированные задачи – (СЗ).

3.1. Эксплуатационные – (СЗ–1).

3.2. Сервисного обслуживания – (СЗ–2).

3.3. Организационно-управленческие – (СЗ–3).

4. Производственно-практические задачи – (ППЗ).

4.1. Учебно-технологические – (ППЗ–1).

4.2. Производственные – (ППЗ–2).

4.3. Практико-деятельностные – (ППЗ–3).

5. Творческо-деятельностные – (ТДЗ).

5.1. Экспериментально-исследовательские – (ТДЗ–1).

5.2. Творческо-конструкторские – (ТДЗ–2).

5.3. Научно-исследовательские – (ТДЗ–3).

Образцы межпредметных учебно-технологических задач приведены в приложении 15. В последней группе задачи ставились в рамках выполняемых лабораторно-практических работ по курсам «Основы строительного дела» и др., при выполнении курсовых работ, курсовых проектов, выпускной квалификационной работы. Задания выполняются по индивидуальным программам в научно-исследовательских и проблемных группах, а также при выполнении научных исследований. Проводились экспериментальные исследования, выполнение которых позволяло проводить анализ полученных результатов и делать выводы.

В полном соответствии с разработанной нами моделью профессиональной компетентности учителя технологии все задания подразделялись на требующие: применения технологических знаний; осуществления технологических умений; проявления отношения к процессу и результатам технологической деятельности; демонстрации сформированности компетенций и т. д.

Отметим, что, опираясь на исследования А. Н. Брушлинского, Л. М. Фридмана и других, мы не проводили строгого разделения понятий «проблемная ситуация» и «задача», то есть не рассматривали технологические задачи в качестве знаковых моделей технологических ситуаций.

Данная типология МУТЗ отличается от уже имеющихся в научной литературе комплексным характером, вследствие чего ее можно рассматривать как систему межпредметных учебно-технологических задач.

Межпредметные учебно-технологические задачи различались нами и по степени их проблемности, которая рассматривается как дефицит информации, необходимой студенту для решения задачи. Были выделены задачи репродуктивного характера (задачи с полной системой информации, целью которых является отработка отдельных действий и операций) и проблемные задачи, в которых нет некоторых необходимых условий для формирования и выполнения действий, моделирующие сложные ситуации, целью которых является формирование компетенций анализировать, проектировать и реализовывать систему технологических действий.

При определении характера содержания МУТЗ учитывалась специфика педагогической деятельности учителя технологии, что предполагало широкое отражение в них межпредметных связей.

Методика и формы предъявления задач были различными. Для проверки эффективности воздействия предлагаемой системы на процесс формирования технологических компетенций студентов использовалась разработанная нами система задач в соответствии с приведенной классификацией.

Реализация экспериментальной дидактической системы проходит успешно при соблюдении преподавателем условий применения межпредметных учебно-технологических задач. К таковым относятся дидактические, методические и организационно-педагогические условия.

В группу дидактических условий входят: а) использование важнейших принципов дидактики высшей школы; б) четкое определение дидактической цели каждой задачи и доведение этой цели до студентов; в) соотнесение межпредметных учебно-технологических задач с темами курсов.

Организационно-педагогические условия предусматривают: а) определение места МУТЗ в общей системе подготовки учителя; б) выбор рациональных форм организации учебных занятий со студентами, а также определение форм организации учебной деятельности студентов по решению МУТЗ; в) оценку эффективности деятельности студентов при решении МУТЗ.

Наборы задач, используемые в качестве единиц тренинга, последовательность и характер их предъявления определялись целями и задачами на каждом этапе обучения, особенностями структурного и процедурного состава самих задач, уровнем развития компетенций обучающихся.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Новое в образовании:

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенн ...

Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития с ...

Результаты исследования и их анализ
Методика 1 – Составление рассказа по картинке . Цель: определить уровень развития связной монологической речи. Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом. Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Н ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru