П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а содержит обоснование целесообразности избранной стратегии обучения и воспитания; определение типа и вида программы (по классификации, принятой в данном образовательном учреждении), включает в себя общую характеристику реализуемых в программе принципов. Четко определяется также "адресность" программы (возраст детей, количество лет обучения, направленность на результат и др.).
У ч е б н о - т е м а т и ч е с к и й п л а н обязательно должен включать в себя перечень тем, распределенных по этапам процесса обучения, а также указание на количество часов по каждой теме с разбивкой на планируемые виды учебных занятий (теоретические, практические, самостоятельная работа и др.).
О с н о в н а я ч а с т ь программы раскрывает содержание тем, обозначенных в учебно-тематическом плане. Педагогу необходимо здесь в предельно сжатом (почти "телеграфном") виде обозначить конкретные идеи, понятия и факты, определяемые для усвоения в ходе теоретического, либо практического обучения; кратко перечислить то, что дети могут узнать в ходе усвоения конкретного раздела программы; желательно также привести проверочные задания, разработанные или специально модифицированные для оценки исходного и завершающего уровня обученности ребенка.
На что должен педагог дополнительного образования прежде всего ориентироваться при попытках комплексной педагогической оценки результатов своей работы по созданию образовательной программы? Особую ценность для современного этапа создания системы дополнительного образования в нашей стране представляют, думается, образовательные программы, отвечающие следующему ряду требований:
- практическая востребованность;
- новизна и оригинальность содержательного наполнения программных тем и заданий;
- научная обоснованность в отборе содержания материала и логики его выстраивания;
- четкость изложения авторской педагогической концепции;
- системность в описании (последовательность, структурная упорядоченность и др.).
В современной научно-методической литературе нет еще устоявшегося определения "учебно-методического комплекса" как особого явления практической педагогической действительности, соотнесенного с нуждами педагогики дополнительного образования. Комплекс – это, безусловно, некоторая упорядоченная между собой совокупность элементов, объединенных педагогом под конкретную целевую задачу. Если создаваемый педагогом комплекс действительно учебный, то это означает наличие системы методически оснащенных действий, направленных на приоритетное решение обучающих задач.
Учебно-методический комплекс – всегда органическая часть образовательной программы. Он "погружен" в нее, из нее "вытекает" и ее обслуживает. Это специфическое инструментально-дидактическое и технологическое средство обеспечения эффективности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
Учебно-методический комплекс есть всегда плод достаточно продолжительных теоретических размышлений и практических исканий автора, следствие системно организованной и непрерывно совершенствуемой профессиональной деятельности. Дидактика дополнительного образования, является здесь необходимым связующим звеном между фундаментальной педагогической наукой и теоретически осмысленной практикой обучения детей в конкретном творческом объединении. По этой причине в отрабатываемый педагогом учебно-методический комплекс могут органически включены и авторские теоретические разработки, и специально созданные серии тестовых диагностических заданий, и укомплектованные подборки развивающих дидактических игр, и обучающие творческие задания, и упражнения на печатной или компьютерной основе, и методические указания (схемы) для педагога, и наглядно-иллюстративные плакаты, и звуковые аудиокассеты, различного рода видеопродукция и др. В целом же, в учебно-методическом комплексе должна "работать" некая сквозная методико-педагогическая идея, являющаяся для педагога-практика – системообразующей.
Новое в образовании:
Диагностика уровня развития орфографической зоркости
С целью выявления исходного уровня развития орфографической зоркости у детей с дисграфией был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальной площадкой для нашего исследования был логопункт средней школы №7, города Шуи. В эксперименте принимали участие дети с нарушением письменной речи (опти ...
Этапы формирования способностей к изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды ...
Особенности творческой подиумной коллекции
Второй этап разработки коллекции — воплощение замысла коллекции в конкретных моделях — проходит с учетом всех перечисленных выше особенностей потребителей. При этом, разумеется, существует специфика создания как коллекции высокой моды, перспективной коллекции, так и массовой промышленной коллекции. ...