В процессе руководства психологической адаптацией немаловажное значение имеет психологическая и медицинская консультация по вопросам, возникающим при вхождении в школьную жизнь.
В задачу психолога входит индивидуальное психологическое обследование детей, определение уровня психического развития, выявление структуры нарушения, определение направлений коррекционной работы с каждым ребенком. В дальнейшем психолог наблюдает за его продвижением, участвует в разработке системы коррекционных занятий, учитывающей все индивидуальные особенности конкретного ребенка.
Особо важна роль в определении дезадаптационного стресса. Поэтому, психолог помогает дефектологу, воспитателям, родителям в преодолении наиболее сложного для ребенка младших классов начального периода в новой системе социальных отношений.
Целесообразно, наряду с психолого-педагогическим понятием готовности к обучению в школе, рассматривать фактор сформированности высших психических функций в зависимости от зрелости различных зон мозга в соответствии с возрастным этапом развития ребенка. Соматически ослабленные дети-олигофрены обладают более низким уровнем потенциальных учебных и адаптационных возможностей, что требует особого внимания при организации учебно-воспитательного процесса с учащимся младших классов коррекционных школ VIII вида.
Необходимо привлекать и родителей к разрешению проблем своего ребенка в период адаптации к школьной жизни. Специалисты должны помогать родителям правильно понимать и оценивать возможные трудности, возникающие на данном этапе.
Л.С. Выготский в статье «На перекрестке советской и зарубежной педагогики» писал, что ближайшая цель, стоящая перед школой VIII вида, совпадает с ближайшей целью, поставленной перед массовой школой. Поэтому школа VIII вида также стремится воспитать коллективиста, «дать самые необходимые для трудовой деятельности и культурной жизни навыки и знания и пробудить в детях живой интерес к окружающему».
Необходимо проводить экскурсии с целью расширения кругозора учащихся, научить их слушать музыку, познакомить с творчеством композиторов и художников. Целесообразно проводить обсуждение книг, музыкальные и литературные викторины. Дети старшего возраста разучивают с малышами игры, песни, танцы, разыгрывают сказки, проводят игры на воздухе, делают простые игрушки. Сила детской организации заключается в том, что участие в ее работе воздействует не только на сознание ребенка, но и на его эмоции. Через эмоциональное воздействие можно добиться многого в деле коррекции тех или иных недостатков.
Проведение различных внеклассных мероприятий следует тщательно готовить.
Каждая экскурсия должна быть тщательно проанализирована после ее проведения. Необходимо проводить экскурсии с целью расширения кругозору учащихся, научить их слушать музыку, познакомить с творчеством композиторов и художников.
Более глубокому и всестороннему развитию учащихся способствует внутришкольная кружковая работа. В школе VIII вида успешно осуществляется работа кружков по различным общеобразовательным предметам. Работа кружков проводится во второй половине дня.
Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся школы VIII вида к самостоятельной практической деятельности в труде и быту.
Физическое воспитание в школе VIII вида занимает видное место, так как оно помогает решать задачи не только физического развития детей-олигофренов, но и умственного. Ее особенности: коррекционно-оздоровительная направленность, учет индивидуальных отклонений и взаимодействие педагогов с врачом.
Новое в образовании:
Русский народный костюм, как источник творчества в
моделировании одежды
Одним из самых продуктивных источников возникновения новых форм одежды является костюм прошлых эпох, городской и сельский. Сельский крестьянский костюм называют народным. Под этим названием лучшие образцы крестьянского костюма находятся в качестве экспонатов в музеях. Художники-модельеры всех стран ...
Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
Цель нашей курсовой работы – выявление эффективных форм педагогического просвещения родителей, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: исследование и сравнительный анализ форм работы ...
Монологическая речь, как средство активизации лексики
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемой лексики является способность вести беседу с использованием актуальной лексики следует считать завершающим этапом ее усвоения. Наблюдения показывают, что в процессе устного общения количество используемых лексических един ...