Казахские национальные игры как средство воспитания детей

Педагогика сегодня » Детская субкультура казахов » Казахские национальные игры как средство воспитания детей

Страница 8

Игра называется тогыз-кумалак (девяткою), потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом. Эта игра развивает мышление математическое и воспитывает выдержку, ее по другому называют еще «алгебра чабанов». У монголов существует подобная игра называется она «Унее тугулах», исследователи изучали такие игры как бестемше с 5 лунками и 25 камешками и коздату с 7 лунками и 49 камешками, они считают, что все эти игры были осложнены, где образовалась игра «тогыз кумалак».

Мир казахов их род деятельности, обычай, традиций духовный мир такой же, как и у гуннов, они уважали духов предков, возводили надгробные насыпи, как это делается у казахов. Как и гунны казахи поклонялись солнцу, небу (тенгри), земле, луне.

Гунны и казахи при выходе на охоту приносили жертву в степи небу (тенгри), по данным исследователей это особенность была выражена в игре «тогыз кумалак». В игре есть правило, которое называется «туздык», а у киргизов «туз». Если перевести «туз»- это соль, но ранее это слово имело значение как «степь», значит дом в степи. Один кумалак, оставляемый в туздыке во время хода, представляется как конь, приносимого в жертву у хуннов. Этот обряд сохранился у народа саха под названием «тюселге».

Ранее поклонники тенгри считали, что «Когда наверху было создано синее небо, а внизу – черная земля, межу ними был создан человек». Это тоже отразилось в ходах в игре «тогыз кумалак». На игровой доске лунки игроков расположены противоположно друг к другу, в этой игре не допускается ход в верх и вниз, можно только на середину и в право, считалось, что верх- это место Бога, а ниже- это духи, а середина предназначена для людей, в игре из-за установленных нет прямого столкновения среди соперников, на все правила повлияли вера гуннов. Игра тогыз кумалак построена на военной стратегии и тактике боевых действий древних гуннов, в игре присутствует манера атаки, обороны, подготовка засады, отделение главных сил от аръергарда, внезапное нападение. Правило же «туздык» в игре подразумевает принесение жертвы богу перед выступлением в поход. То, что мы называем «туздык» является местом жертвоприношения – «тyз уй» или «священное место в степи (степной дом). Например в разработке шахмат участвовали представители Азии и Европы, тогда как «тогыз кумалак»- это игра древних кочевников, где правило игры связаны с их укладом и бытом жизни.

В 1948 году в городе Алматы был проведен первый республиканский чемпионат по тогызкумалаку. В казахской национальной игре приняли участие известные представители из каждой области Казахстана. Первое место присудили Шорману Отегенову из Жамбыла. Во время игры возникли разногласия в трактовке правил игры. Одни утверждали, что можно брать неограниченное количество камешков, другие – только один. Кто-то утверждает, что, делая ход, нельзя оставлять в лунке ни одного камешка. В итоге, для устранения разночтений и систематизации правил игры была создана группа, в которую вошли писатель Мухтар Ауэзов, Калыбек Куанышбаев, Ш.Ибраев и другие специалисты. “Мысли и предложения знатока обычаев и традиций родов кочевой степи (О Мухтаре Ауэзове) встретили полемически. Но его поддержал Калибек Куанышбаев, один из осноположников национального сценического искусства”. В результате работы этой группы были созданы правила, не изменившиеся по сей день, которые и используются на республиканских и международных первенствах. Окончательное утверждение правил способствовало прекращению различных споров и увеличило значение игры. “В 1949 году переработанные правила, которые во многих случаях оказались родственными шахматным, вышли в свет. До сих пор существовавшие многочисленные варианты правил игры были сведены в один вариант. Отброшено лишнее. М.О.Ауэзов был удовлетворен. Тогызкумалак приобрел классическое оформление. Интеллектуальная игра стала еще ярче проявлять состязательность, способствовать развитию памяти, сообразительности, находчивости, расчетливости и комбинационного мышления”. Поэтому-то, в настоящий момент тогызкумалак стал искусством логического мышления для каждого интеллектуала.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении
Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на ...

Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников
С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. Караманенко Т. Н. и Караманенко Ю. Г. разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пос ...

Современные представления отечественной логопедии о развитии речи детей с общим недоразвитием речи
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой) в 50-60-е гг. ХХ в. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru