Казахские национальные игры как средство воспитания детей

Педагогика сегодня » Детская субкультура казахов » Казахские национальные игры как средство воспитания детей

Страница 6

Тушу козла бросают на расстоянии 50-60 шагов, цель игры принести первым тушу козла, до назначенного места. По определенному знаку судьи, каждый джигит старался захватить тушу животного, остальные бросались в погоню за ним и вырывали добычу, так она перекочевывали от участника к участнику, которая могла собрать в схватке до 35 человек. Тот, кто вырвал тушу, старался покрепче удержать ее в седле, зажимать ее ногами при необходимости перекидывать с одной стороны в другую и оторватся от соперников. В Казахстане проводятся официальные соревнования между государствами Средней Азии.

Существует несколько истоков образования этой игры:

- Джигиты изображали волков, нападающих на баранов.

- Есть версия, что таким образом спасали раненого батыра во время войн.

У народов Средней Азии бытовал обряд, самостоятельной езды мальчика в три года, а участвовать в конных скачках могли уже с семи лет. В древности в самом малом возрасте, детей уже готовили к жизни, например гунны учили с начала ездить верхом на баранах, стрелять из лука на птичек, а со временем, они уже охотились на зверей и ездили верхом на лошадях.

Национальные игры это богатство наших предков, которые они нам передали. Со времен в них произошли некие изменения в связи с бытом и образом жизни и развития разума казахов. Национальные игры зависели от многих факторов, климата, природы, ландшафта, все игры были направлены на воспитание воли, достижения цели, единение со степной природой.

Казахский народ параллельно с развитием физического воспитания детей и молодежи, уделял большое место развитию умственных способностей детей и молодежи, примером этого служит казахская национальная игра «тогыз кумалак». Изначально «тогыз кумалак»- это отображает мировоззрение казахского народа, и только со временем становится творчеством, спортом и наукой. Тогыз-кумалак - это казахская народная, настольная игра, где играют два человека. В игре используют четырехугольную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой или продолговатой формы (казан). Каждый из дух игроков имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по девять. Ходы делаются поочередно. Игрок из одной из своих лунок выкладывает по шарику в разные лунки соперника. Если количество шаров в лунке противника составляет четное число, то игрок забирает шары в свой «казан», если же нечетное, шары остаются на месте. Есть в игре как нападение, так и защита, и забрать шары у противника - не такое легкое дело. Выигравшим считается тот, кто забрал из лунок противника большее количество шаров. Если к концу игры количество шаров равно, то есть по 81 шару, игра считается ничейной. Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия, и чем быстрее вы будете считать, тем, естественно, выгоднее. Но игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Раньше, как пишут историки, игра была настолько популярной, что игроки могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется тогыз-кумалак (девяткой), потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным.

Согласно исследованиям тогыз кумалак играют уже около 4 тысячелетий, а может и более. Все традиционные игры казахов зародились благодаря развитию экономических отношений, основой является кочевой образ жизни. Эта игра получило широкое распространение в странах Средней Азии. Африканские исследователи игр утверждают, что это игра возникла еще 6 тысяч лет назад, так как в странах Африки существовала игра на подобии «тогыз кумалак», все это доказывает, что игры такого рода сформировались еще в древние времена. Исследователи предполагают, что эта игра могла носить другое значение. В этой игре можно разглядеть казахскую детскую игру «пасти овец», в ней показана как проходит жизнь ребенка и матери, их работа с раннего утра до вечера, показывая этим социально-экономическое развитие казахов. Ранее для казахских детей кумалаки были в качестве игр, кумалаки верблюдов они представляли как овцы, а овечьи были ягнятами, за которыми они ухаживали, подражая взрослым. Собирая кумалаки в одном месте, они их никому не отдавали и боролись за них. Это игра параллельно развивалась и видоизменялась с изменением жизни народа. В связи со спорами детей за обладание кумалаками во время игры, подтолкнуло родителей на усложнение игры и установление определенных правил.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Анализ развития лидерских качеств у подростков в детском общественном объединении «Ника»
Исходя из того, что целью начального этапа эксперимента являлся анализ основных тенденций проявления лидерства подростков в детском общественном объединении, были определены следующие задачи. 1. Установить основные представления членов детского общественного объединения «Ника» о личности лидера в г ...

Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображ ...

Применение информационных компьютерных технологий на уроках
Интегрированный урок русский язык-информатика. 8 кл Тема урока: "Главные члены предложения". Цель урока: 1. Закрепить орфографические навыки учащихся, знания о главных членах предложения; 2. Развивать представление учащихся об изобразительно- выразительной роли изучаемых синтаксических ко ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru