Анализ данных таблицы 4 позволяет сделать вывод о том, что существенные отличия в показателях организаторских и коммуникативных склонностей в экспериментальной и контрольной группах отсутствуют: 63,6% испытуемых в экспериментальной группе и 56,9% в контрольной находятся на «среднем» и «ниже среднего» уровнях развития коммуникативных склонностей; 58,7% испытуемых экспериментальной группы и 54% испытуемых контрольной группы находятся на «среднем» и «ниже среднего» уровнях развития организаторских склонностей.
В ходе формирующего эксперимента в картах наблюдения педагогами, ведущими секцию, проставлялись условные обозначения, подтверждающие ту или иную степень выполнения командой задания.
На станциях экспериментальная группа работала слаженно, демонстрируя навыки сотрудничества, хороший темп работы, в то время как контрольная группа продемонстрировала некоторое неумение работать в группе при возникновении спорных вопросов, несформированность умения находить компромиссное решение, отсутствие уважения к мнению своих товарищей.
В ходе формирующего этапа эксперимента подростки - члены детских общественных объединений были включены как в различные виды деятельности, способствующие приобретению опыта лидерского поведения, так и в работу над социально образовательными проектами, реализация которых, на наш взгляд, способствует развитию лидерских качеств. В ходе формирующего эксперимента, который проходил в течение двух месяцев, была апробирована экспериментальная программа «Лидер».
Задача заключительного этапа эксперимента состояла в дополнительной проверке и уточнении эффективности выделенных нами педагогических условий.
В ходе эксперимента наблюдались подъем активности, инициативности испытуемых, возросшую значимость детских общественных объединений «среди детей как в школах, при которых существуют данные детские объединения, так и в целом в районах.
Ранее мы отмечали, что важным принципом построения исследования является изучение явлений в развитии. Участие в различных видах специально организованной деятельности во многом связано с теоретической и практической подготовленностью испытуемых к общественной работе. В процессе обучения испытуемые приобрели опыт лидерской деятельности, и это способствовало развитию их лидерских качеств.
Если на начало эксперимента теоретическими знаниями организаторской деятельности владели 11% подростков, то на конец эксперимента - 86% испытуемых. Практический организаторский опыт испытуемых поднялся с 55% до 80%. К моменту окончания эксперимента увеличилось количество подростков, взявших на себя роль организатора, ведущего мероприятия и отказавшихся от роли зрителя или просто участника.
Полагаем, что детское общественное объединение, предлагая члену ДОО более широкий спектр видов деятельности, нежели школа, предоставляет подростку больше возможностей в приобретении опыта лидерского поведения.
Основные педагогические условия, необходимые для эффективного развития лидерства:
• систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;
• использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора);
• систематический педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств.
Детское объединение основывается на близости интересов подростков и добровольном включении ребят в социально ориентированную деятельность. Динамику социальных позиций личности в данном объединении во многом определяет стиль взаимоотношений всех членов коллектива. Наблюдение показало, что в процессе совместной деятельности в детском объединении подростки и взрослые занимают разные позиции (равных членов ДОО, организатора, исполнителя и т. д.), в нем доминируют то деловые, то личностные взаимоотношения. В результате создается определенная эмоциональная сетка отношений, в которой личность ребенка получает разнообразный опыт построения взаимоотношений, что в дальнейшем является необходимой базой развития лидерских качеств.
Для успешного развития лидерских качеств необходима включенность подростка в различные виды и формы деятельности. Вполне закономерно, что школа предлагает чаще всего один вид деятельности - интеллектуально-познавательный, тогда как в исследуемом детском объединении нами были предложены подросткам различные виды деятельности: гражданско-правовая, исследовательская, краеведческая, туристско-спортивная, журналистская, досуговая деятельность, художественное и прикладное творчество и т. д.
Новое в образовании:
Причины первичных речевых нарушений. Характеристика
речи
Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точ ...
Результаты экспериментального исследования
Нами было проведено обследование детей по методике "Запомни и найди". Задание состояло из двух серий: первая - таблицы с изображением предметов, вторая - таблицы с изображением геометрических фигур. Ребенку показывали карточку с изображением предметов, и предлагалось запомнить их, чтобы з ...
Место и роль выбранной темы в учебном плане подготовке специалистов
Образовательная программа, представляет собой нормативно - констатирующий документ, проектирующий содержание, ход и результаты образовательного процесса. Ответственность за качество реализации образовательной программы несет, прежде всего, сам педагог. Такую ответственность за качество решения пост ...