Анализ развития лидерских качеств у подростков в детском общественном объединении «Ника»

Педагогика сегодня » Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения » Анализ развития лидерских качеств у подростков в детском общественном объединении «Ника»

Страница 6

Анализ данных таблицы 4 позволяет сделать вывод о том, что существенные отличия в показателях организаторских и коммуникативных склонностей в экспериментальной и контрольной группах отсутствуют: 63,6% испытуемых в экспериментальной группе и 56,9% в контрольной находятся на «среднем» и «ниже среднего» уровнях развития коммуникативных склонностей; 58,7% испытуемых экспериментальной группы и 54% испытуемых контрольной группы находятся на «среднем» и «ниже среднего» уровнях развития организаторских склонностей.

В ходе формирующего эксперимента в картах наблюдения педагогами, ведущими секцию, проставлялись условные обозначения, подтверждающие ту или иную степень выполнения командой задания.

На станциях экспериментальная группа работала слаженно, демонстрируя навыки сотрудничества, хороший темп работы, в то время как контрольная группа продемонстрировала некоторое неумение работать в группе при возникновении спорных вопросов, несформированность умения находить компромиссное решение, отсутствие уважения к мнению своих товарищей.

В ходе формирующего этапа эксперимента подростки - члены детских общественных объединений были включены как в различные виды деятельности, способствующие приобретению опыта лидерского поведения, так и в работу над социально образовательными проектами, реализация которых, на наш взгляд, способствует развитию лидерских качеств. В ходе формирующего эксперимента, который проходил в течение двух месяцев, была апробирована экспериментальная программа «Лидер».

Задача заключительного этапа эксперимента состояла в дополнительной проверке и уточнении эффективности выделенных нами педагогических условий.

В ходе эксперимента наблюдались подъем активности, инициативности испытуемых, возросшую значимость детских общественных объединений «среди детей как в школах, при которых существуют данные детские объединения, так и в целом в районах.

Ранее мы отмечали, что важным принципом построения исследования является изучение явлений в развитии. Участие в различных видах специально организованной деятельности во многом связано с теоретической и практической подготовленностью испытуемых к общественной работе. В процессе обучения испытуемые приобрели опыт лидерской деятельности, и это способствовало развитию их лидерских качеств.

Если на начало эксперимента теоретическими знаниями организаторской деятельности владели 11% подростков, то на конец эксперимента - 86% испытуемых. Практический организаторский опыт испытуемых поднялся с 55% до 80%. К моменту окончания эксперимента увеличилось количество подростков, взявших на себя роль организатора, ведущего мероприятия и отказавшихся от роли зрителя или просто участника.

Полагаем, что детское общественное объединение, предлагая члену ДОО более широкий спектр видов деятельности, нежели школа, предоставляет подростку больше возможностей в приобретении опыта лидерского поведения.

Основные педагогические условия, необходимые для эффективного развития лидерства:

• систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;

• использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора);

• систематический педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств.

Детское объединение основывается на близости интересов подростков и добровольном включении ребят в социально ориентированную деятельность. Динамику социальных позиций личности в данном объединении во многом определяет стиль взаимоотношений всех членов коллектива. Наблюдение показало, что в процессе совместной деятельности в детском объединении подростки и взрослые занимают разные позиции (равных членов ДОО, организатора, исполнителя и т. д.), в нем доминируют то деловые, то личностные взаимоотношения. В результате создается определенная эмоциональная сетка отношений, в которой личность ребенка получает разнообразный опыт построения взаимоотношений, что в дальнейшем является необходимой базой развития лидерских качеств.

Для успешного развития лидерских качеств необходима включенность подростка в различные виды и формы деятельности. Вполне закономерно, что школа предлагает чаще всего один вид деятельности - интеллектуально-познавательный, тогда как в исследуемом детском объединении нами были предложены подросткам различные виды деятельности: гражданско-правовая, исследовательская, краеведческая, туристско-спортивная, журналистская, досуговая деятельность, художественное и прикладное творчество и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Орфографическая зоркость как условие орфографического навыка
Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформирован ...

Домашние задания исследовательского характера
домашний учебный задание история Одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в последние годы, является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательс ...

Анализ комплексных программ
Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева. Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исх ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru