Типичным примером практического задания для французских школьников является «Экспериментальное изучение бытового газового нагревателя» . Школьники должны выполнить разнообразные действия для выделения основных узлов, составления технического рисунка деталей, провести сборку и разборку макета водонагревателя, составить классификацию деталей, испытать работу макета, самостоятельно вывести формулу для определения его КПД, построить график зависимости температуры воды от величины, обратной расходу воды и другие технико-физические операции.
Сходные действия выполняются при исследовании дидактической модели лифта с автоматическим управлением.
Очевидным недостатком курса «Введение в науку и технику» была слабая связь технической деятельности с изучением физики, практические задания выполнялись по принципу: сначала действие, затем – знание. По образному выражению П. Малле ситуация была сходна с той, когда телегу запрягают впереди лошади. Кроме того, школьники получали очень разнородные знания по технике, трудно поддающиеся систематизации.
В модернизированной программе курса эти недостатки удалось частично преодолеть благодаря систематизации практических работ в рамках комплексных тем исследования, называемых «модулями». Первые модули были составлены по электронике, химии и астрономии.
Приведенный материал по курсу «Введение в науку и технику», основывающийся, в основном, на исследовании Б. П. Одияка, позволяет сделать следующие выводы об особенностях общетехнической подготовки в общеобразовательной школе Франции.
Общеобразовательная часть технической подготовки во Франции состоит прежде всего в том, что в качестве объектов, изучения выбираются широко распространенные в быту технические устройства и системы, хорошо знакомые учащимся. Школьники приобретают умения и навыки в изучении правил функционирования технических объектов самой различной природы. Вместе с тем, в отличие от программ изучения в школах США, в них намного, ослаблен социальный аспект.
К «основам техники» можно отнести ознакомление с общими принципами технических измерений, правил изучения работы различных технических объектов, составление технической документации, овладение навыками технического рисунка, черчения и составления электрических схем.
Профессиональные знания в курсе «технология» не даются в связи с тем, что он рассматривается в качестве пропедевтического, являющегося основой для последующего систематического изучения физики и технических дисциплин в лицее и в профессионально-технических училищах. В технических секциях лицеев существуют десять различных направлений подготовки. Основными предметами являются математика (5–9 часов в неделю), физика (2–8 часов) и технология (9–12 часов). После окончания лицея занимавшимся в технических секциях выдается диплом бакалавра техники, с которым можно поступать в технические высшие учебные заведения и в университеты .
В заключение выборочного анализа, проведенного применительно к теме исследования, отметим, что особенностью зарубежного опыта в изучении техники в общеобразовательной школе является большая гибкость программ, быстрое изменение их в связи с новыми проблемами, возникающими на очередном этапе развития НТП. Программа курса «Технология» во Франции, например, трижды менялась на протяжении десяти лет.
Важной отличительной особенностью, которую нужно учитывать при рассмотрении зарубежного опыта, является то, что изучение техники было включено в программу общеобразовательной школы намного позже, чем в нашу школу, оно проводилось в рамках самостоятельного учебного предмета и не базировалось на трудовом, политехническом обучении.
Новое в образовании:
Домашние задания исследовательского характера
домашний учебный задание история Одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в последние годы, является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательс ...
Характеристика средств воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного
возраста
Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и на специальных занятиях по речи. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. Пр ...
Современные критерии оценки игр и игрушек
Культивирование игры в современном обществе происходит, прежде всего, через игрушку. Игрушка с самого раннего детства представляется в самостоятельное пользование ребенка. Однако в самостоятельной деятельности ребенка (если с ним никто не играет или он не видит игр других) она является лишь объекто ...