В Германии школьная система образования является в основном дуалистической. Отдельные земли обладают самостоятельностью в решении вопросов содержания программ, форм и методов обучения школьников. После окончания начальной школы (4 или 5 лет обучения) учащиеся распределяются по трем типам школ: главная, реальная, гимназия. Выпускники главных и реальных школ приобретают профессиональные квалификации. Подготовка выпускников гимназий предусматривает их поступление в высшие учебные заведения.
Трудовая подготовка учащихся в Германии по специальным программам началась в начале XIX в. Основным видом деятельности учащихся был ручной труд, продолжавший ремесленнические традиции.
С начала 50-х гг. дидакты трудового обучения потребовали переориентации обучения с учетом современного состояния техники и производства. «Немецкий комитет по воспитанию и образованию» принял в 1964 г. постановление о введении предмета «Арбайтслере». При этом трудовое обучение рассматривалось не как ремесло, а как изучение техники. Трудовое обучение преобразовалось в техническое. Такая практика преподавания предусматривала анализ и оценку альтернативных решений, изучение во взаимосвязи конструкцию изготовления изделия и принцип действия. Особую роль приобрело формирование технического мышления.
Предмет «Трудовое обучение» повсеместно был введен в учебные планы главных школ в 1968 г. Он имеет различные названия в разных землях: «Введение в мир экономики и труда», «Техника/Экономика» и др.
В 70-е гг. дидактическая задача трудовой подготовки несколько изменилась. Необходимо было вычленить технические объекты окружающей среды и преобразовать их в элементарные трудовые задания для школьников. В процессе трудового обучения школьники не изготовляли «полезные изделия», а создавали действующие модели. Развивались и методы обучения. Широкое распространение получил технический эксперимент и анализ технических объектов. Учителя техники ставили перед собой следующие цели и задачи:
– ознакомление учащихся с миром труда и профессий;
– обеспечение их базовыми знаниями в области техники, экономики и домоводства;
– формирование представлений об основных производственных процессах, организации труда, проблемах занятости, возможных путях профессионального обучения.
Одной из важнейших задач трудовой подготовки учащейся молодежи в Германии на современном этапе является воспитание так называемых «ключевых квалификаций», к которым немецкие дидакты относят абстрактное и творческое мышление, умения планирования, анализа сложных связей, экономического анализа, навыки коммуникации и общения и др.
Школьное технологическое образование составляет часть общего образования. Модель современного технологического образования, по мнению немецких исследователей, должна включать такие области как:
– умение обращаться с техникой (осознанное овладение техникой при изготовлении и использовании товаров и услуг);
– освоение техники в исторической взаимосвязи (узнавать технику и проводить общественно-историческую взаимосвязь ее конструкции и условий действий;
– развивать творческое мышление и определенные способы поведения);
– осмысление взаимосвязи состояния техники и качества продукта (потребительский анализ, оценка качества продукции, развитие экономического мышления);
– взаимодействие труда и техники по отношению к их внешнему окружению (экологическая оценка результатов труда и использования техники;
– развитие экологического мышления и нравственно обоснованного способа поведения).
Из опыта осуществления трудовой подготовки школьников в Германии для нашего исследования было важно изучение дидактических основ организации производственного опыта учащихся, реализация дуальной системе в обучении.
Новое в образовании:
Возрастные особенности детей раннего возраста
В возрастной психологии период жизни ребенка от одного года до трех лет называют ранним возрастом или периодом раннего детства. В этом возрасте ребенок осваивает общественно-выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодей ...
Разработка план-конспекта урока производственного обучения по теме
«Обработка наружных цилиндрических поверхностей»
План-конспект урока производственного обучения Тема программы: “Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей”. Тема урока: “Обработка наружных цилиндрических поверхностей”. Цели урока: обучающая: ознакомить учащихся с приемами обработки наружных цилиндрических поверхностей; ознакомить ...
Расчет величины машинного времени и других затрат
Определение себестоимости часа работы оборудования, необходимого для разработки методического обеспечения. Фонд времени выделяется на ремонт оборудования. Fрем = Fд+Fм+Гг, (4.18) где Fд – количество часов выделенных на ежедневные профилактические работы в год. Fд = Гдг х (Fк-Fвых-Fпр), (4.19) где Г ...