В-пятых, формирование умений студента, которые делают его пригодным к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Эта система должна включать: умение моделировать технологические закономерности, умение прогнозировать результаты своей деятельности, умение организовать свою деятельность и работу коллектива, умения по переносу технологических знаний одного вида деятельности в другую с целью решения новых производственных задач.
В-шестых, формирование соответствующих технологических компетенций.
В-седьмых, формирование культуры общения, которая также является элементом технологической подготовки. Отсутствие культуры общения будет препятствием трансляции знаний от человека к человеку. Трансляция накопленной информации имеет особый социальный механизм, трансформирующий ее во все аспекты деятельности человека.
В-восьмых, управление качеством технологической подготовки. Качество технологического образования, как результат образовательного процесса, является предметом проектирования всех субъектов управления. По мнению Н. П. Пучкова: «Под качеством подготовки специалиста будем понимать системную совокупность свойств интеллектуального и профессионального развития человека, приобретенных им в ходе получения определенных знаний, умений и навыков, адекватно отображающих требования квалификационной характеристики. Знания и умения специалиста, как правило, динамичны и индивидуальны и формируют с течением времени различную степень приближения к требуемому качеству». Качество образования необходимо рассматривать не только с точки зрения специалиста и работодателя, но и с позиции его соответствия образовательным стандартам.
Характеристика профессиональных технологических знаний учителя
Деятельность педагога опирается на сложный синтез знаний из различных областей науки. Содержание знаний учителя анализировалось в исследованиях Ф. Н. Гоноболина, И. Д. Богаевой, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. Содержание знаний учителя обогащается главным образом за счет психолого-педагогического и специального аспектов (предмета преподавания). Но это ни в коей мере не ограничивает необходимости всестороннего образования учителя, формирования его общекультурного кругозора.
Исследователями доказано, что, чем богаче содержательный фонд знаний учителя, тем шире поле его педагогической деятельности, а стремление овладеть всей необходимой суммой знаний следует включать в состав критериев, характеризующих профессионализм учителя в целом и культуру его ума, в частности.
Проанализировав полученные в нашем исследовании данные и общую теорию систематизации знания, мы представили процесс формирования профессиональной готовности предметного фонда знаний учителя следующим образом: накопление знаний учителем совершается в процессе всей жизни: постепенно накапливаются представления (наглядные элементы знаний) и формируются понятия, соответствующие предметным областям профессиональных знаний; между отдельными элементами знания устанавливаются элементарные связи, сначала в пределах той или другой науки (спецпредмет, технология, педагогика, психология), образуя частные системы, отражающие те или иные предметы и явления во взаимосвязи их разных сторон и свойств; систематическая актуализация системы знаний в педагогическом процессе приводит к формированию нового уровня организации знаний – внутрисистемных, а затем и межсистемных связей; системы знаний по отдельным темам объединяются в общую систему; системы знаний о технологических методах, о методах образования объединяются в общую систему знания о стратегии и тактике педагогического воздействия на личность в процессе технологической подготовки; затем устанавливаются связи между частными системами знаний.
Новое в образовании:
Этапы формирования способностей к изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды ...
Современные представления отечественной логопедии о развитии речи детей с общим
недоразвитием речи
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой) в 50-60-е гг. ХХ в. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий ...
Психология групп
Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода. Принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются ест ...