В. А. Сластенин, умение рассматривает как компонент деятельности, в котором воплощаются знания и навыки. По сравнению с навыками, умения имеют большую подвижность, носят сознательный характер выполнения действий (с возможностью перехода в творчество). Изменение требований к характеру умений является ответом на рост научной информации, быструю замену старых знаний новыми.
Л. Ф. Спирин рассматривает умение как сложное психологическое образование, объединяющее профессионально значимые личностные качества и навыки с мыслительными и практическими действиями и т. д.
Различные подходы не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. поэтому, не исключая вышеперечисленных определений, мы под технологическими умениями понимали сформированную в личном опыте студентов на основе знаний способность выполнять определенную технологическую деятельность. Или, другими словами, технологическое умение – это субъективная готовность и способность учителя решать технологические задачи на уровне своей профессиональной квалификации. В этих определениях раскрывается практически-действенная природа технологических знаний, которые не только являются потенциальным запасом, но и реализуются в комплексе определенных действий.
Профессиональные технологические умения в нашем исследовании выделены на основе анализа и синтеза всех исследований и собственных экспериментальных работ. Их спецификация и последовательность основываются на решении педагогических технологических задач различного класса.
Развиваясь, любое умение проходит ряд этапов. Общая схема формирования умений, по К. К. Платонову, имеет следующий вид (табл. 1).
Таблица 1 Схема формирования умений
Этапы |
Психологическая структура |
Первоначальные умения |
Осознанные цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно житейские) знания и навыки, деятельность методом проб и ошибок. |
Недостаточно умелая деятельность |
Знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, несистематических для данной деятельности навыков. |
Отдельные общие умения |
Ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например умение планировать свою деятельность, организаторское умение и т. п. |
Высокоразвитое умение |
Творческое использование знаний и навыков данной деятельности, с осознанием не только цели, но и мотивов выбора и способа ее достижения. |
Мастерство |
Творческое использование различных умений. |
Новое в образовании:
Особенности патриотического воспитания на современном этапе
Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных ...
Сценарий проведения конкурсной шоу-программы «Ералаш в лагере»
Количество участников: участвуют 6 отрядов. Костюмы, реквизит: каждая команда должна иметь свой «имидж», свое «лицо». Костюмы и реквизит для выступления участники продумывают и изготавливают самостоятельно, но также могут воспользоваться и реквизитом, имеющимся в лагере. костюмы для ведущих. Набор ...
Формирование развитой личности в
условиях скаутского движения
Скаутинг как движение возник в 1907 г. в Англии и очень быстро обрел популярность в подавляющем большинстве стран мира, так как соединил в себе потребности ребенка и общезначимые человеческие качества. Сейчас скаутинг существует более чем в 150 странах мира и насчитывает около 17 млн. детей. Органи ...