Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического образования молодежи

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического образования молодежи

Страница 5

Третья модель «педагог профессионального обучения» интегрирует в себе основные особенности, присущие двум предыдущим моделям. Она сочетает профессиональную направленность подготовки учителей в определенной производственной сфере с изучением основных принципов организации учебного процесса, социализации учащихся и их воспитания. Программы подготовки учителей на основе данной модели реализуются главным образом в учебных заведениях неуниверситетского сектора – Berufspädagogische Institute, Berufspädagogische Akademien (например, в Баварии и других регионах).

Проблемы подготовки учителей труда и технологии активно обсуждаются педагогическим сообществом в Германии. По мнению многих исследователей академизация педагогического образования имеет негативные последствия для сферы профобучения. Так, профессор Бременского университета Ф. Раунер в связи с этим отмечает следующие неблагоприятные тенденции: отсутствие у выпускников интегрированных практических навыков; недостаток реального производственного опыта, который они могут получать только в процессе работы на предприятиях; невысокий уровень компетентности в сфере технологических процессов; несоответствие прикладных знаний, получаемых в учебном заведении, современному уровню развития фундаментальной науки в соответствующих областях; низкий престиж профессии в целом. При этом ни одна из моделей подготовки учителей труда не избежала критики, в том числе и «центристская» по своей сути модель «педагог профессионального обучения». Подготовленные в рамках данной модели учителя, по мнению Ф. Раунера, с одной стороны, имеют слишком мало технических знаний по сравнению с инженерами, а с другой проигрывают учителям общеобразовательных дисциплин по объему подлежащего усвоению педагогического знания.

В настоящее время в стране вырабатываются обновленные подходы к организации подготовки учителей труда и технологии. Не утратила актуальности модель «специалист», которую предлагается модернизировать, усилив ее педагогическую составляющую и сохранив выраженную научно-техническую направленность образования, поскольку современный учитель в условиях интенсивного развития наукоемких технологий должен обладать высоким уровнем знаний в определенной профессиональной сфере.

Главным аргументом оппонентов данной модели является отсутствие в ней конвергенции между абстрактными инженерными дисциплинами и реальной производственной практикой. Этого недостатка, с их точки зрения, лишена модель, которая основана на концепции «профессиональных полей», интегрирующих изучение теоретических дисциплин и их прикладных аспектов с практической деятельностью на конкретном рабочем месте. Базовой идеей данной модели является формирование и развитие трудовых компетенций через создание обучающей среды.

Сторонники междисциплинарного модульного подхода, в свою очередь, видят слабость описанной модели в том, что границы «профессиональных полей» постоянно меняются вследствие влияния четырех мега-тенденций: глобализации, индивидуализации обучения, интеграции информационно-коммуникационных технологий с различными областями знания и интенсивного развития современной науки. В рамках модульного подхода предлагается заменить в учебных планах подготовки учителей труда и технологии фиксированный перечень дисциплин по дополнительной специализации на несколько модулей, которые студенты смогут выбирать самостоятельно. Это позволит, не меняя образовательные программы в целом, сделать их более гибкими и инновационными, комбинировать большее количество профессиональных направлений и готовить специалистов, отвечающих самым современным требованиям.

Следует учитывать также, что переход на двухуровневую модель подготовки учителей в соответствии с болонскими рекомендациями приводит, в том числе, к перераспределению полномочий между университетским и неуниверситетским секторами высшего образования. Совет по науке в 2002 г. своим решением рекомендовал Высшим профессиональным школам (Fachhochschule) осуществить разработку и внедрение двух уровней подготовки специалистов. В результате реализации данного проекта, полагают специалисты, выпускники учебных заведений неуниверситетского сектора при равной квалификации будут иметь преимущество перед выпускниками университетов при трудоустройстве в сфере образования. Это объясняется разнообразием, гибкостью и гораздо большей профессиональной направленностью программ подготовки учителей, предлагаемых высшими профессиональными школами. Об этом же свидетельствуют пилотные проекты (земля Северный Рейн-Вестфалия), в рамках которых Высшие профессиональные школы осуществляют своеобразный аутсорсинг педагогической составляющей университетских программ подготовки учителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Русские народные традиции и нравственно патриотическое воспитание дошкольника
Для написания этого подраздела, был использован личный опыт работы в деском саду №8 “Светлячок”, находящийся в городе Егорьевске Московской области. Как уже говорилось в введении, что для написания этого подраздела были использованы личные записи ежедневного блокнота, который я вела во время работы ...

Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т.е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Теория Ллойда Демоза и других ученных, разделяющих ее, утверждает, что реальным базисом для пон ...

Методические элементы введения комбинаторики
Предлагаемый материал рекомендуется изучать в конце VII класса, исходя из тех соображений, что к этому времени у школьников еще свежи арифметические знания, сохранилась память о предметных действиях, но уже стало очевидным влияние алгебраических и геометрических знаний, т.е. наблюдается стремление ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru